«Тюльпан» – первый опыт в игровом кино известного российского документалиста Сергея Дворцевого. Было время, когда документалистика Дворцевого вдохновляла молодых авторов буквально на подвиги. Его самые известные ленты «Хлебный день», «В темноте», «Счастье» – это картинки простой и невероятно сложной жизни обычных людей.
Дворцевой ушел из документального кино, не выдержал того самого этического перелома, который рано или поздно происходит с каждым настоящим документалистом, когда кино уже неотделимо от жизни. Эту грань перешел гуру российской документалистики Виктор Косаковский, а Дворцевой ушел в игровое кино. И «Тюльпан» показал: игровое кино может быть до предела честным и реалистичным.
Сюжет «Тюльпана» сложно пересказать, настолько он прост. Молодой казах Асхат возвращается из армии в родные степи. Он – гордый моряктихоокеанец с нарисованной на гюйсе мечтой о собственном кусочке рая в степи со своим хозяйством, спутниковой антенной на 900 каналов и семьей. Но у Асхата есть проблема. В степи всего одна девушка, и он ей совсем не нравится. Без жены мечты Асхата стать чабаном несбыточны, и он делает все, чтобы завоевать сердце строптивой красавицы.
Казахская степь для Дворцевого – это его дом и муза. Дебютная документальная лента «Счастье» повествовала именно о простой жизни казаховкочевников – тех, кто для Сергея ближе всего, кого он видел с самого детства и которых знает. У казахов сейчас есть тенденции к тому, чтобы выглядеть максимально поевропейски, тянуться к Западу, но Дворцевой упрямо показывает настоящую степную жизнь.
В «Тюльпане» есть прямые переклички со «Счастьем». Именно идея о мирной жизни и любимом деле – это квинтэссенция мыслей героя. Только в цвете.
Те, кто прощался с Дворцевым, выдохнули. Он не ушел. «Тюльпан» снят в лучших традициях авторского кино: долгие, идеально выстроенные композиции кадров, возможность насладиться звуками. Фильм не выходил в русском дубляже, на русском говорят только два человека, все остальные показахски, но смысл ловится легко.
Тема родины для Дворцевого все же привычна, он детально рисует быт казахов, любовно демонстрирует их публике и говорит: они хоть и хотят тянуться за западной модой, подражать европейским привычкам, но делают это не понастоящему, потому что «Boney M» в бесконечной степи – это всетаки гротеск, а не мода.
После тяжелых документальных картин «Тюльпан» – очень светлое кино. Фильм снимался четыре года в степях БетпакДалы, ЮжноКазахстанская область. Постпродакшн проходил в Германии, Швейцарии и Польше. Дворцевой подошел к своей картине поистине ювелирно, героические старания оператора и моей почти однофамилицы Йоланты Дылевска дают картинку, которая в хмурые дни особенно привлекательна: степная гроза, буран, пыльные бури, золотые зубы Бони и торчащие уши Асхата – главной причины «нелюбви» к нему загадочной Тюльпан.
Дворцевой утверждал, что оставил документалистику навсегда. Уже шесть лет он занимается съемками своей новой картины «Айка». Это снова игровое кино, которое должно выйти в 2014 году.
Феномен Дворцевого – уникальный опыт для тех, кто стремится к непричесанной правде. Если хотите открыть для себя новое имя в кино, посмотреть «Тюльпан», не поленитесь, посмотрите прежде документалистику режиссера, чтобы отчетливо понять его непростой выбор.