Уже не один год замечаю: приходя в книжный магазин, беру в руки книгу, пролистываю и думаю: да, неплохо, интересно, были бы время и деньги – почитал бы, «погрыз» на досуге. И кладу обратно, утешаясь сократовским: как много в мире вещей, без которых можно обойтись! В самом деле, ну прочитал раз, другой. А потом? Место на полке не резиновое. И в итоге предпочтение при покупке новых книг отдаю альбомам: их всегда можно открыть и вкусно похрустеть красивыми страницами. А для специальной литературы и в библиотеку сходить нетрудно.
Издание альбомов – вещь дорогая и накладывающая особый груз на автора. Приходится думать за себя и – отчасти – за дизайнера: как будут сочетаться текст и иллюстрации, не много ли написал, не перегрузил ли текст научным аппаратом. А если уместить все, не слишком ли вырастет объем, не слишком ли высокой получится себестоимость книги? Кто ее сможет купить? Каждый автор краеведческой книги прекрасно знает, что, если его книгу купит богатый столичный книголюб, это хорошо, да не совсем. А вот если купит житель того края, о котором книга, тогда можно сказать, что книга вышла не зря.
Книгу, о которой пойдет речь, уже покупают. Это новое издание удомельского краеведа Дмитрия Подушкова «Художник А.Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики» (Вышний Волочек: «Ирида-прос», 2013).
Это альбом. Небольшой, 128 страниц, не слишком широкий по формату. Сказывается стремление автора следовать однажды выбранному макету, чтобы каждая новая книга становилась продолжением серии. Напомним, что до этого у Дмитрия Леонидовича вышли «Чехов и Левитан на Удомельской земле» (2010) и «Художник К.А. Коровин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии» (2011). Последняя, кстати, была отмечена в 2012 году литературной премией имени И.С. Соколова-Микитова. Книги изданы тиражом около тысячи экземпляров каждая. Как показывает практика, тиража не хватает, но тут уж – ограничения финансовые. Тем более что и книга о Венецианове увидела свет на средства, собранные автором из различных источников.
Говоря о своем новом детище, Дмитрий Подушков подчеркивает: «Вышедшая книга не столько даже о Венецианове-художнике, сколько о Венецианове – нашем земляке, о его удомельском периоде жизни». А что мы знаем об удомельском периоде жизни Венецианова? Да и вообще, много ли мы знаем о Венецианове?
Имя, конечно, известное. Имя, которое носит Тверское художественное училище. В Вышнем Волочке стоит хороший памятник Алексею Венецианову работы Олега Комова. Но много ли знает о художнике молодое поколение? Ведь для того, чтобы знать, надо однажды пережить хоть частичку того опыта, что заключен в полотнах Венецианова. А где его пережить, тот опыт, если места, в которых он жил и творил, не найти без проводников? Не найти ни Сафонкова, ни Тронихи, непросто добраться в иную погоду до погоста Дубровки (хотя и носящего теперь гордое имя «село Венецианово»). А добравшись, что там увидит турист? Памятник на сельском кладбище, храм, у которого почти всегда на дверях замок, да несколько дачных домов. Живая память о художнике, о том сельском мире, который он запечатлел на своих полотнах, – это только книги. В том числе и именно такие, как описываемая.
Книга Дмитрия Подушкова передана в школы и библиотеки района, продается в Удомле. По замыслу автора, она должна еще привлечь внимание туристов. Пусть так и будет.
Подушков – автор въедливый, неравнодушный, слог у него не официальный, не приглаженный. И без него достаточно искусствоведческих книг, где место и роль А.Г. Венецианова в русской живописи важно и снисходительно определены: ему «уступили» место в конце первой десятки мастеров первой половины XIX века, и больше за тематику, чем за мастерство. О Венецианове как педагоге, человеке большой доброты и душевной щедрости говорили мало, походя. О Венецианове же с такой стороны, как у Д.Л. Подушкова, – вообще не говорилось. И значит, читателя ожидают интересные открытия…