В областной картинной галерее открылась выставка «Города Тверской губернии. Волга в гравюре и рисунках XVIII–ХХ веков». В оранжерее Императорского дворца можно увидеть больше 50 графических изображений Твери и городов нашей губернии из европейских печатных изданий XVIII–XIX веков, восемь икон и 24 редких по мастерству исполнения предметов из фарфора.
Эта выставка сделана специально для Твери – в таком виде ее больше нигде нельзя будет увидеть.
– Нам очень приятно открывать выставку в Тверской области – город у вас замечательный! Большое спасибо вашему губернатору Игорю Михайловичу, который одобрил эту программу, и директору картинной галереи Татьяне Савватеевне, всецело поддержавшей нас. Выставка посвящена вашему Тверскому краю, Волге, которую мы все считаем матерью рек русских, – приветствовала собравшихся на церемонии открытия выставки Светлана Антонова, вице-президент международной конфедерации коллекционеров антикваров и арт-дилеров, владелица галереи «На Патриарших». Основная часть коллекции гравюр – из собрания Светланы Антоновой.
Если в Европе гравюра существовала с XV века, то у нас значительно позднее, с XVIII века. В этот период светское искусство только зарождается, появляется вид портретной живописи, переходной от иконы к парсуне. Поэтому авторство многих гравюр, экспонируемых в Твери, принадлежит западным мастерам, путешественникам, географам.
Но русские гравюры представляют для ценителей искусства значительно большую ценность, чем иностранные: русские люди лучше понимали свою природу, свои костюмы, в общем, знали предмет, который изображали. Европейские мастера часто писали жанровые вещи на русскую тему, в нашей стране никогда не бывая, – по описаниям, рассказам. Хотя были среди них и вполне достоверные: художники рисовали с натуры, потом гравер переводил в металл.
Людям, увлеченным историей родного края, интересно посмотреть на нее глазами иностранцев. Например, увидеть одну из первых карт региона, сделанную Адамом Олеарием, путешественником, побывавшем в России с посольством по пути в Персию. Для ее создания Адам Олеарий впервые использовал теодолиты – геодезические приборы. Он оставил огромную книгу воспоминаний, которая начиная с XVII века неоднократно публиковалась. Стоит обратить внимание на подпись к подробной карте Волги, которая «ранее называлась рекой Ра».
Наибольшую ценность представляет журнальная графика, чаще всего это ксилография – гравюра на дерева. Здесь особенно много интересных бытовых подробностей, иллюстраций к газетным статьям, описывающим какие-то события. Очень интересна одна из таких работ – «Поминки на кладбище в Тверской губернии», сделанная немецким художников и опубликованная в иллюстрированном журнале.
Вообще, гравюра, как заметила искусствовед, – это предмет для рассматривания. Каждый интеллигентный человек считал своей обязанностью иметь некоторое количество гравюр у себя на стенах. Они и информативны, и художественны, как и карты реки Волги, которые являются не только географическими объектами – на них изображены и различные животные, что делает их объектами искусства в первую очередь.
– Удовольствие в деталях – я бы так назвал эту экспозицию, – говорит посетитель выставки профессор Андрей Зиновьев. – На представленных здесь гравюрах и картах, помимо узнаваемых местностей, видов Твери и других городов нашей губернии, Спасо-Преображенского собора, Нило-Столобенской пустыни и других известных зданий, мы можем видеть детали, которые не всегда отмечает зритель. Некоторые очень интересны: собачка за деревом стоит, лошадь запрягают, люди сидят за столом, и одежда их очень необычна. В этих картинах видна радость, которую испытывал художник во время работы, и, что важно, в работах проявляется отражение того времени.
![2](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2022/06/2-47.jpg)
Несомненным шедевром считается работа Федора Солнцева середины XIX века «Одежда тверских женщин и девиц». Еще одна, тоже редкая, гравюра 1846 года сделана на стали, металле довольно жестком, что позволяет очень подробно и четко прописать множество деталей. На раскрашенной акварелью работе изображены тверские крестьяне, причем, что на гравюрах встречается достаточно редко, – целая семья: муж, жена и ребенок. Именно эта гравюра была передана в дар Тверской картинной галерее. Как объяснила Светлана Антонова, иногда судьба частных коллекций непредсказуема, наследники могут ее разделять, а в музее вещи хранятся вечно.