«Курьер из «Рая» оставляет неоднозначные впечатления. Новый фильм Михаила Хлебородова, известного как автор «Параграфа 78», нацелен не просто на аудиторию всех возрастов и статусов – он несет вполне определенный и очень важный «месседж» обществу.
Этот «месседж» по своему пафосу заслуживает быть у Михалкова или Бондарчука – великие придали бы ему золотой оттенок истины. А у Хлебородова это просто послание зрителю: нужно быть честным. И еще: каждый из нас несет ответственность за все сам, а не ктото сверху. К этому прибавляется очень верный посыл: оправдывать свои поступки тем, что «так устроен мир» (привет несчастному «Бумеру»), неправильно.
Вот и все. Это главные идеи картины, они необыкновенно важны и правильны, и даже не пафосны, а вполне искренни, но… от того, какими средствами эти идеи доносятся до зрителя, можно просто немножко «обалдеть».
В фильме – история обычного парня Артёма (курьера из туристической фирмы «Рай»), который попадает в немыслимые ситуации, связанные с большой любовной симпатией, черным «Мерседесом», оторванным рулем «Жигулей», злым и добрым ротвейлером, братками с бритыми головами и веселой захолустной российской провинцией. А еще с «куриным богом». Это такой камень на веревочке, который придает герою оттенок духовности, ибо без нее любые высокие принципы – просто декламация морали.
Фильм не претендует на высокий анализ, он встает в ряд легкого кино, которое легко глотается и не доставляет муки вынужденного осмысления. Это сказка. Такая псевдореалистическая сказка, которая не покажет дрянную реальность нашего существования, иначе герой при самой первой встряске лежал бы дома на больничном. И лишь рецензенты (делать им нечего!) всё пытаются в прянике найти пользу, хотя там – одно удовольствие.
Но сценарий, господа… Андрей Кивинов нагородил такой огород, в котором зритель рискует заблудиться. В таких случаях спасает знаменитый «звездный десант», и в этот раз без Безрукова, увы, но с Дюжевым – ура! А еще продюсеры знали, что любовь зрителя к Гоше Куценко особенно трепетна, и дали ему ключевую роль спасателя человечества, наградив даже этическими дилеммами.
События в фильме несутся со скоростью «Жигулей» без руля, но заканчивается все хорошо. И есть в фильме важная линия, которая на фоне черных «мерсов» особенно четко выделяется. Это линия скромной простоты и «негероизма». Курьер Артём настолько прост и даже невыразителен, что все лавры дарит Гоше Куценко, все время оставаясь в стороне и мечтая о своем простом счастье. Получилась хорошая и добрая комедия, которая сегодня, не желая иметь социальнополитических костылей, идет очень трудно. Но идет, и это уже хорошо. Значит, без политики и пошлости можно улыбаться и жить. И в жизни этой даже простой курьер имеет шанс сорвать джекпот с Елизаветой Боярской. И «куриный бог» тут совсем ни при чем.