В Тверском театре драмы сыграли премьеру спектакля «Забудем об этом»(18+). Эту вынесенную в название фразу произносит Марго, немолодая женщина, в прошлом актриса, когда речь заходит о ее бывшем муже Лео Кидде. Он тоже человек театра, как и все действующие лица этого спектакля, в их числе Сейди, молодая актриса, и Фреда, подруга и помощница Марго.
У Марго день рождения, но она никого в гости не ждет. Точнее, ждет – единственного человека, который много лет назад ей изменил и которого она все эти годы хочет забыть. Боль от того, что Марго маскирует ее шуткой и громким смехом, слабее не становится. Мы ощущаем ее, приправленную крепким словом и рюмочкой бренди. Иногда она прорывается – на вопрос Сейди, тяжело ли ей было расстаться с Лео, Марго отвечает: «Вот когда я бросала курить, это было тяжело! И театральная жизнь не исцелила». Запомни, говорит Марго, театр не лечит старые раны, он втирает в них соль.
Нет слов, да и не хочет Марго их искать, чтобы выразить чувства, которые она испытывает. Она кажется веселой, часто смеется и только в самом начале действия, когда рядом с ней никого нет, решается на жест отчаяния.
В полумраке сцены по ширме плывет струящийся дым, сменяя друг друга, проступают изображения сценических образов Марго. Воспоминания развивают свой свиток, актриса задумчиво скручивает на веревке петлю, просовывает в нее голову, но что-то не складывается, да и не должно: веревка свисает чуть не до самой земли. Марго чертыхается. Она много ругается, ее подруга Фреда, которая живет с ней, даже установила таксу: за каждое нецензурное слово бросать в копилку монету. Расчет автора пьесы, кажется, удался, эти словечки нравятся публике, они лучше всяких остроумных шуток показывают, что перед нами комедия.
Во время действия постоянно звонят мобильники, и каждый раз наши герои замирают: это тебе? нет, это мне. Начало нулевых, сотовые телефоны активно вошли в жизнь, еще больше наполняя ее суетой и шумом. Атмосферу бесконечной круговерти создают как газеты, так и незримые газетчики, присутствующие и в каком-то смысле формирующие сюжет истории. Все разговоры вокруг выпуска «Дейли Мейл», свежий номер жадно хватают, чтобы увидеть важное сообщение, репортеры стоят под окном, подкарауливая звездного артиста. Самый ретивый журналист стремится выведать тайны личной жизни и даже предлагает деньги за эксклюзивную информацию о Лео, но его посылают куда подальше, а то и дают в рожу.
Тут еще и Сейди, самая молодая здесь, с надписью на спине полупрозрачной цветной куртки «Я – Джульетта». Она репетирует эту роль, за советами пришла к Марго, опытной профессиональной актрисе. Лучший совет, который она получает: любовь сравнивает с зеркалом, это самоуважение, которое отражается в другом человеке. Без самоуважения ничего хорошего не жди.
И вот они все оказываются в одной комнате, и Лео, и его прежняя жена Марго, и его нынешняя жена леди Кидд, и его любовница Сейди. Правда вскрылась, он всех обманул, перед всеми виноват. Все ненастоящее, кажется, и любви никакой не было, одна ложь. Он пытается сказать что-то в свое оправдание, но вязнет в новом обмане. Становится скучно и не хочется никому верить – старого ловеласа подловили, что ж, покрутись, обойдешься без нашего сочувствия.
Ему тоже скучно, он устал, прилег на диван. И умер – по-настоящему, чем очень удивил тех, кто до последнего момента считал, что и это вранье. Если посмотреть, хорошая смерть, ему повезло уйти на тот свет на глазах людей, для кого он был средоточием жизни, для кого был едва ли не главным смыслом и радостью.
В какой-то момент он, незаметный для них, встает и тихо, в призрачном свете, уходит с блаженной улыбкой на лице туда, где, хочется надеяться, все по-настоящему.
Измена – тема беспроигрышная, одинаково удобная и для трагедии, и для комедии. На одном полюсе – ужас, страшный грех и позор, вспомним последнюю премьеру нашего театра, «Анну Каренину»(18+). На другом, примеров не счесть, – веселое приключение, бурление крови и азарт: главное – не спалиться.
«Забудем об этом» не из их ряда – заявленный как ироничная комедия с элементами фарса, он существует на сломе жанра. Даже и не знаешь, что считать фарсом, не смерть же, ничего комического в ней вроде нет. Смерть господина из Сент-Джеймса (здесь Лео живет со своей новой семьей) не только одним махом разрубает узел запутанных обстоятельств, но и становится главным событием этого спектакля.
С уходом Лео в душах его женщин происходит неожиданный поворот. Они забывают обиду и зависть, принимаются состязаться друг с другом в честности и великодушии. В них проснулось сострадание, желание делать благородные жесты, говорить приятные слова, извиняться. И все абсолютно искренне. Если кто и врет, то только для того, чтобы скрыть неприятную правду, утешить, как, например, Марго, которая уверяет свою разлучницу в том, что именно ее Лео и любил. Дальше – больше: кажется, нам надо обняться, говорит одна из них.
В финале Марго садится у зеркала, смывает с лица грим – кажется, Лео всех примирил, и теперь можно не бежать от него.
Несколько слов о пьесе «Забудем об этом». Написал ее известный в Великобритании актер и режиссер, автор пьес и романов Саймон Уильямс. Право первой постановки в России принадлежит Тверскому театру драмы.
Автор перевода и сценической редакции – Сергей Каменков-Павлов, режиссер-постановщик – Иоланта Мельникова. Роль Фреды исполнила заслуженная артистка России Валентина Мартьянова, леди Китт – народная артистка России Вера Рычкова, Сейди – Арина Вячина.
Главные роли сыграли народные артисты России Ирина Андрианова (в этом году она отмечает 50-летие служения тверской сцене) и Владимир Чернышов (такую же дату он отпразднует в следующем году). Премьера стала хорошим подарком и для них, и для зрителей – она дала возможность увидеть на Новой сцене в хорошей пьесе своих любимых артистов.