Международный фестиваль музыки Баха, который в 31-й раз прошел в Тверской филармонии, в этом году был посвящен теме взаимовлияния творчества Иоганна Себастьяна Баха и мировой классики.
Он открылся 12 апреля концертом, в котором прозвучали мотет соль-минор Баха, два кончерто-гроссо – Корелли и Вивальди, а во втором отделении – духовная кантата «Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра. Ее автор, итальянский композитор Джованни Батиста Перголези, умер в возрасте 26 лет, но успел подарить миру свой шедевр.
14 лет назад тверской публике посчастливилось слушать эту кантату, когда у нас проходил 16-й баховский фестиваль «Бах и великие итальянцы». Сейчас, как и тогда, программу, в основном, составляла барочная музыка. Эти произведения исполняли губернаторский камерный оркестр «Российская камерата», губернаторский камерный хор «Русский партес» и солисты филармонии.
13 апреля концерт «Органный мир Баха» давал лауреат международных конкурсов Александр Удальцов. 19 апреля в рамках проекта «Молодые дарования Тверского края» в филармонии выступили губернаторские стипендиаты.
А через неделю, в минувшую субботу, состоялось торжественное закрытие фестиваля. Гвоздем программы стал известный гобоист Олег Якубович, который вместе с лауреатом международных конкурсов Ольгой Орловой (клавесин) и оркестром «Российская камерата» сыграл четыре произведения итальянских композиторов.
Музыканты прекрасно исполнили концерт для гобоя с оркестром ля-минор, который сочинил величайший композитор эпохи барокко Антонио Вивальди.
Так же великолепно прозвучал концерт до-мажор для гобоя и струнных №5 Томазо Альбинони. Этот композитор обожал гобой, его руке принадлежат самые чудесные концерты для этого инструмента. Как и Вивальди, Альбинони родился в XVII веке в Венеции, но на семь лет раньше. Был также очень плодовит: за полувековой творческий путь только одних опер написал более 80 штук и около 60 концертов. Его благозвучные изящные сонаты выходили в печать в Италии, Амстердаме, Лондоне, имели колоссальный успех и много раз переиздавались. Но, как и Вивальди, умер в сравнительной безвестности. Он не предполагал, что через триста лет станет героем одной из самых прославленных мистификаций в истории музыки, будет считаться автором произведения, к которому не имел отношения. Звучавшее тысячи раз в фильмах, спектаклях, траурных церемониях, подборках шлягеров классической музыки, россиянам оно знакомо по мультфильму Гарри Бардина «Адажио»(18+). Всех ввел в заблуждение итальянский музыковед и композитор Ремо Джазотто, который выдал свою работу за сочинение Альбинони.
В сопровождении оркестра Олег Якубович сыграл также концерт Джона Барбиролли для гобоя и струнных фа-мажор на тему Арканджело Корелли. Последним в программе фестиваля был концерт для гобоя с оркестром фа-мажор Гаэтано Доницетти.
Отгремели аплодисменты, и Олег Якубович обратился со словами признательности к директору филармонии Владимира Белову и художественному руководителю оркестра Андрею Кружкову.
– Благодаря приглашению у меня появилась уникальная возможность стоять на этой сцене. С Тверью у меня связано очень много: здесь я проходил воинскую службу в оркестре, который возглавлял Вячеслав Михайлович Трушин, – на эти слова зал отреагировал аплодисментами, – сюда я приезжаю, как к себе домой. Чудесный зал, великолепный оркестр! Что еще можно пожелать вам и себе? Дай Бог нам всем мирного неба над головой!
Публика долго не отпускала маэстро. Гениальная ария из оркестровой сюиты №3 Баха, сыгранная на бис, завершила концерт.
Возрастной ценз для всех указанных концертов: 6+