Артисты Тверского театра драмы достойно проводили Год памяти и славы, представив 17 декабря спектакль «Василий Теркин». Первоначально режиссер Александр Сафронов готовил постановку для камерной сцены театра, но коронавирус внес свои коррективы. Малая сцена до конца сезона закрыта, «Василий Теркин» первыми увидели зрители в Красном Холме, Калязине и Ржеве, а теперь премьеру представили и в Твери, на главной сцене театра.
Скупое и строгое сценическое оформление. Минимум реквизита, по сцене расставлены патронные ящики, которые во время действия превращаются то в понтоны, на которых переправляются красноармейцы, то в банный полок, то в кабину фронтового грузовика, а то в башню танка. Неожиданное музыкальное решение: вместо песен военных лет звучит военная лирика Булата Окуджава и «Колоколенка» Леонида Сергеева. Режиссеру удалось максимально избежать пафоса и надрыва, какие нередко бывают в спектаклях о войне. Перед нами не герои и не титаны, а простые бойцы, рядовые Великой Отечественной. И интонация повествования – камерная, доверительная, на расстоянии вытянутой руки. Как будто сцены из знаменитой поэмы Твардовского разыгрываются не в театре, а на передовой, в короткие минуты привала перед боем.
Наверно, самая большая сложность заключалась в том, чтобы превратить «Василия Теркина», произведение подчеркнуто не театральное, не визуальное, созданное в другом жанре (Александр Твардовский сочинял его главы на фронте, как короткие репортажи с передовой) в сценическое действо. Из 30 глав канонического текста поэмы Александр Сафронов выбрал эпизоды, которые действительно выглядят как драматургические сюжеты – «Гармонь», «Кисет», «Переправу», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «В бане», «О награде». Это творчески смелое решение – перенести на сцену поэму, которую все помнят еще со школьной скамьи, преобразить ее в зрелищное, убедительное, эмоциональное повествование. И эта задача решена: в какой-то момент безымянные красноармейцы, танкисты, санитары похоронной команды, стрелки и бойцы создают коллективный образ советского воина-победителя.
Актеры Геннадий Бабинов, Константин Василенко, Никита Березкин (он же отвечал за постановку хореографических номеров), Сергей Бескакотов, Никита Бахметьев и Ирина Погодина на протяжении полутора часов ни на минуту не сбавляют темпа, напряжения, темперамента. Они не создают фона для главного героя – а Теркин в разных сценах переправляется через ноябрьскую реку, бьется в рукопашной с фашистом, сбивает выстрелом из винтовки самолет, лежит раненый в снежном поле, возвращается из госпиталя в свою часть). Они составляют единый актерский ансамбль, в полном соответствии со словами поэта Твардовского: «И за все на свете, от Ивана до Фомы, мертвые ль, живые, все мы вместе – это мы». Для каждого эпизода найдено свое сценическое и композиционное решение, своя интонация. На экране, который заменяет задник, сменяются подлинные военные фотографии, оттеняя и подчеркивая происходящее на сцене. И это создает необычный эффект, когда хрестоматийные строки наполняются живым смыслом, обретают плоть и кровь. Исчезает историческая дистанция между нами сегодняшними и бойцами из поэмы Твардовского. Они здесь, они перед нами, они умирают, страдают, мечтают, воюют, и все равно высшим смыслом своих жизней утверждают любовь. Неслучайно же последними словами спектакля взята строка: «У войны короткий путь, у любви – далекий».
«Василий Теркин» — важное творческое достижение. И не только в том, чтобы пробудить у зрителей благодарную память, напомнить им о великой поэме. Еще одно важное обстоятельство лежит за пределами театрального действия. Спектакль возвращает интерес к творчеству Александра Твардовского – как полгода назад это случилось после открытия Ржевского мемориала Советскому солдату, напомнившему о стихотворении «Я убит подо Ржевом». «Василий Теркин» напоминает, что Твардовский не только автор самой популярной поэмы времен войны, но и один из самых тонких, глубоких и точных лириков, воспевший лучшие качества русского характера в пору тяжелых испытаний. В нынешние ковидные времена его строки неожиданно обретают новую актуальность.
Владислав ТОЛСТОВ
Фотографии Натальи ТИХОНОВОЙ