В тверском ТЮЗе прошла премьера детского спектакля «Мультивселенная Заходера» (6+). Об этой работе мы беседуем с режиссером-постановщиком Тимуром Шарафутдиновым.
– Тимур, ваш детский спектакль настолько не по-детски сложен, и структурно, и большому количеству жанров, театральных, и не только: это и сериал, и шоу, и мюзикл, и театр теней, и аудиоспектакль, – что только диву даешься, и не успеваешь за всем уследить и все понять. Вы предполагали, что ваша история может вызвать сложность в восприятии?
– Возможно, объем информации большой, но, судя по первым отзывам зрителей, которые мы успели узнать, детям понравилось. Чтобы упростить восприятие, я придумал сериальную повторяемость с четким разделением на серии и односложным рефреном, который разграничивает части истории. В мультиках, которые смотрят дети, тоже происходит много событий. Мы хотели, чтобы и ребенок, и взрослый могли найти интересную ему историю, которая стала бы особенно дорогой. Для этого сериальность и была введена.
– В этом спектакле много музыки, звуков, ярких красок, необычных костюмов, неожиданных движений, и при этом все выглядит очень слаженным, согласованным. Судя по всему, вы работали с хорошей спаянной командой, и отличная ансамблевость отличала не только актерскую, но и постановочную часть.
– Приятно слышать, что работа – слаженная. Да, у нас действительно спаянная команда, с которой мы прошли долгий путь и выпустили не один спектакль. С Максимом Бирюковым, художником по свету, и художником-постановщиком Юлией Ветровой я выпускал после окончания магистратуры школы-студии МХАТ первый мой спектакль в Центре Мейерхольда. Постепенно находил людей, с которыми случался творческий контакт – драматурга Ольгу Потапову, композитора Дмитрия Ефимова, режиссера по пластике Анну Демидову.
И с артистами сложились отношения, у нас возникало ощущение семьи. Я много времени уделял тренингам, общению внутри команды, артисты делились своими историями из детства. И второе: они очень профессиональные люди. Режиссера понимают с полуслова. Далеко не во всех театрах можно встретить таких актеров.
– Наверное, вас всем близка тема детства, в частности, история о том, как в жизнь взрослого возвращаются забытые им игрушки.
– Я всегда мыслю себя маленьким, я все еще хочу поиграть. Играть в театре, придумывать глупости – надеюсь, я еще не потерял этого ребенка.
– Как вы отбирали истории для спектакля?
– Да, их немало: Заходер много писал, в том числе сценарии, много переводил. Когда я сочинял эту историю, вначале думал взять какую-то одну его сказку и вокруг нее построить историю. Например, про Рака-отшельника и Розу актинию можно большую пьесу написать. Но захотелось показать все многообразие сказок Заходера, и одновременно родилась идея показать детям разные формы театра. Да, это затрудняет понимание, усложняет повествование, но мы сейчас живем в то время, когда способны воспринимать гораздо более сложные вещи, чем раньше.
– Была у вас идея сделать фестивальный спектакль?
– Я об этом не думаю. На мой взгляд, делать спектакль, который точно поедет на фестиваль, – неверный путь. Я просто делаю постановку для театра, для города, для этой труппы – о том, что сейчас считаю важным.