Великим постом захотелось посмотреть что-нибудь размеренное, неторопливое, что подтолкнуло бы к размышлениям о вневременном, неизменяемом, непознаваемом. И тут как раз приятным сюрпризом обозначилась каннская удача румынского режиссера Кристиану Мунджи: картина «За холмами», получившая три золотых пальмовых ветви в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучший сценарий».
Одна из героинь фильма, девушка Алина, живет в приемной семье. К ней относятся здесь как к работнице, и Алина привыкла закрываться от фарисейского лицемерия окружающих. Все, что есть у нее дорогого, – близкая подруга, с которой они неразлучны с первого класса. Были неразлучны: подруга кардинально изменила свою жизнь, уйдя в монастырь. И Алина едет к ней с одной мыслью: увезти ее оттуда.
Но Войкица никуда уезжать не собирается. По сюжету фильма подруги живут в монастыре, в одной келье, и Алина ждет от Войкицы решения, но довольно быстро понимает, что та уже совсем другая. «Ты меня любишь?» – спрашивает она. «Люблю, но не так, как раньше», – отвечает подруга, объясняя, что любовь к Богу у нее сильнее, и эта любовь всегда на первом месте.
Фильм «За холмами» не получится оценить однобоко: в нем сталкиваются два разнополярных отношения к жизни, и у каждого своя правда. Ворвавшаяся в тихий, сложившийся уклад маленькой монастырской обители «заблудшая овца» – это поле боя, где сходятся понятия монашеского отречения и – самого мира как объекта этого отречения.
Что делать, если ты ушел от мира, но мир пришел за тобой? И этот мир – в лице человека, которого ты любишь? Возможен ли здесь компромисс? Мир в лице Алины по-своему, по-мирски, требует оставить монастырь, но для Войкицы это немыслимо. Она пытается объяснить Алине, что от внутренней потерянности можно излечиться покаянием. Алина не понимает покаяния, хотя и старается. Но ей ясно: выбор, который она предлагает подруге, – это в какой-то мере компромисс с совестью для Войкицы, которая не в силах уехать с подругой, но и отпустить ее в том душевном тупике, в котором она оказалась, не может. И это порождает внутренний мятеж, который выливается для Алины в попытку самоубийства: она решает прыгнуть в монастырский колодец.
И тут фильм приобретает социальную остроту. Сестры обители начинают заботиться о мятежной девушке, чуть не покончившей с собой. И как тут рассудить, в чем правда? Антиклерикальная позиция давит на исход дела: мол, видите, что они с ней сделали! Противоположная позиция имеет свои доводы: испуганные богомольцы свезли Алину в больницу, откуда девушку вежливо «попросили», потом – в приемную семью, где она тоже оказалась чужой и заменимой. Никому не нужная, испуганная, рвущаяся, как птица, клетка которой – не монастырский хилый заборчик, а весь мир, оказалась нужна только испуганным сестрам и священнику, которые не нашли ничего лучше, как… заняться принудительным экзорцизмом.
В фильме очень много смысловых плоскостей, однако главный вопрос, оставшийся без ответа, – может ли любовь двух людей быть обоюдно жертвенной? Или же всегда один будет жертвовать, а другой этим пользоваться?
Твердо убежден в полезности просмотра данного фильма, особенно в великопостные дни. Советую смотреть его всем, кто верит в незыблемость своих убеждений, несгибаемость принципов, бескомпромиссность взглядов. «Заблудшая овца» в любой момент может сломать все ваши «турникеты», и не важно, что они ограждают: тихую комфортную обитель или цитадель эгоизма. И чтобы не покатиться кувырком с высоких холмов, куда ты долго и упорно забирался, нужно иметь любовь: абсолютную, жертвенную, ничего не требующую… Фильм как раз о такой любви, которая не находит себе места в современном мире и всегда живет где-то там, за холмами. Вроде рядом, но одновременно и бесконечно далеко.