Главным политическим событием прошлой недели для Тверской области стала встреча в Кремле нашего губернатора с президентом страны. Владимир Путин и Игорь Руденя обсудили социально-экономическое положение региона. Начали с туристического форума «Реки России» и закончили показателями бюджета.
Не будем загружать читателя подробностями разговора – об этом уже написали все местные СМИ. К тому же стенограмма имеется – любой может почитать. Поговорим отдельно о такой важной для региона отрасли, как вагоностроение. Тем более что и главу государства данная тема волнует, ведь он лично помог нам вытащить это производство из экономической пропасти.
Супер, просто класс
Путин поинтересовался использованием производственных мощностей Тверского вагоностроительного завода. «Загружены?» – спросил президент у губернатора. «Они не просто загружены, они загружены на среднесрочную перспективу. У них полная уверенность на 8–11 лет», – ответил Игорь Руденя.
Генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Андрей Соловей считает, что предприятие уверенно вышло из этапа кризиса:
– На сегодняшний день у нас большой портфель заказов. Это стало возможным благодаря государственной поддержке, а также личному участию президента Владимира Путина и губернатора Игоря Рудени, – подчеркнул он.
Последний раз Путин был на Тверском вагоностроительном заводе в январе прошлого года. Именно этот визит можно назвать переломной точкой в жизни предприятия. Сейчас цеха ТВЗ работают на полную мощь – у завода появились новые заказы. Соответственно, увеличилось число сотрудников и выросли зарплаты.
Президент дал поручение Минтрансу и «РЖД» обеспечить загрузку производственных мощностей завода. Кроме того, в России введена нулевая ставка НДС на дальние пассажирские железнодорожные перевозки, что позволяет направлять высвобожденные средства на обновление подвижного состава.
В ходе своего январского визита Владимир Путин посетил цеха и осмотрел готовую продукцию: городской электропоезд нового поколения «Иволга», низкопольный трамвай и двухэтажные пассажирские вагоны. Президент восхитился:
– Супер, просто класс. Это мировой уровень, безусловно. И «Иволга» красивая, и трамваи мощные. Лучше даже, чем мировые образцы. Это радует нас и пассажиров будет радовать.
Рабочие ТВЗ тогда пошутили: «Для нас поговорка «Ваш поезд ушел» – лучший комплимент!» И такие комплименты заводу посыпались как из рога изобилия.
Пошло-поехало
Спустя месяц после визита президента в Тверь на Российском инвестиционном форуме в Сочи ОАО «ТВЗ» подписало беспрецедентный в истории отечественного вагоностроения семилетний контракт на поставку 3730 вагонов (в том числе принципиально новых разработок) для Федеральной пассажирской компании. Цена вопроса – 237 миллиардов рублей.
Как отметил на церемонии подписания контракта губернатор Игорь Руденя, «это уникальное соглашение – крупнейшее в истории Тверского вагоностроительного завода».
Долгосрочный договор разработан в соответствии с поручением президента Владимира Путина, распоряжением председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и решениями Минтранса России, а также с учетом проекта стратегии развития АО «ФПК» до 2030 года.
Теперь портфель заказов ТВЗ сформирован до конца 2025 года. Мощности предприятия загружены максимально.
Также недавно стало известно, что до конца ноября Тверской вагоностроительный завод изготовит 30 вагонов для Белорусской железной дороги. Первые вагоны производства ТВЗ прибудут на станцию Минск-Пассажирский.
11 июня ТВЗ заключил договор о поставке 63 вагонокомплектов казахстанской компании ТОО «Тульпар-Тальго». Первую партию из 25 вагонокомплектов завод отправит в Казахстан в июле. Последующие поставки запланированы на осень этого года. Сумма контракта превысила 3,5 млрд рублей.
В общем, пошло-поехало!
Кастрюли вместо вагонов
В такие перемены было трудно поверить еще недавно. Были времена, когда наш вагонзавод умирал и предприятию предлагали изготавливать вместо вагонов кастрюли. На заводе на раз-два подсчитали, что при их мощностях кастрюлями можно обеспечить за один день всю страну.
Как вспоминает бывший председатель профкома завода Виктор Кольцов, проблемы у предприятия начались в перестроечные времена. В 1993 году объем производства упал на 75%:
– Мы устраивали шествия, выходили на митинги: однажды наш профком, крупнейший в области, вывел на улицу 5 тысяч человек, – рассказывает Кольцов. – Надежда на то, что завод сможет выйти на прежние мощности, появилась, когда была принята государственная стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Но потом в стране грянул кризис, и об этом документе забыли.
Долгие годы вагонзавод справлялся с последствиями мирового финансового кризиса – едва выживал, постоянно рискуя кануть в Лету. И это предприятие европейского уровня, с опытнейшими работниками, с трудовыми династиями! Новости оттуда приходили тревожные: о массовых сокращениях, невыплате зарплат, о переводе рабочих на трехдневную рабочую неделю и пр. Но гигант стоял. Хоть и на пороге закрытия.
И вот все эти ужасы позади. ОАО «ТВЗ» буквально завалено заказами. На ближайшее десятилетие точно.
– Я уже 25 лет здесь тружусь, – рассказывает сварщик ОАО «ТВЗ» Андрей Соколов. – Прошел все. Наконец, мы довольны. Зарплата достойная. Объемы производства растут. Есть перспектива. Наши семьи, жены, дети знают, что до 2030 года мы имеем горизонт планирования.
На встрече с президентом Игорь Руденя передал ему слова благодарности от сотрудников завода. Сейчас Тверской вагонзавод обеспечивает работой более восьми с половиной тысяч жителей региона.
Удар за ударом
В Тверской области есть еще один «оплот» машиностроения – Торжокский вагоностроительный завод. Его еще называют «младшим братом» тверского ТВЗ. Предприятию – больше века. На протяжении 30 лет – с 1963го по 1993 год – Торжокский вагоностроительный завод был одним из ведущих машиностроительных предприятий Советского Союза.
Но, как и для Тверского вагонзавода, тяжким испытанием для него стал переход к рыночной экономике. Предприятие осталось почти без заказов. В начале 90-х производственные мощности были загружены лишь наполовину.
Чтобы выжить, на Торжокском вагонзаводе перепрофилировали производство и освоили выпуск электропоездов ЭТ2, которые раньше для страны делал Рижский вагоностроительный завод (после развала СССР он перешел в разряд зарубежных производителей). К 1995 году с конвейера предприятия каждый месяц сходило по одной электричке из десяти вагонов. Начался их серийный выпуск, дела пошли в гору.
Но «недолго музыка играла» – грянувший мировой финансовый кризис нанес предприятию окончательный удар. На этот раз самостоятельно выкарабкаться из экономической ямы завод не смог. Основные заказчики – «РЖД», Министерство обороны РФ и «Почта России» – отказались от закупок вагонов.
Зарплаты упали ниже некуда. Да и платить их перестали – перед работниками скопились огромные долги. В 2017 году суд признал завод банкротом. Казалось, история векового предприятия закончилась навсегда.
До рубля
Однако в том же году при содействии Правительства Тверской области для Торжокского вагоностроительного завода нашли нового собственника. Предприятие выкупил «Трансмашхолдинг».
На встрече с Владимиром Путиным губернатор Игорь Руденя заявил о погашении на заводе задолженности по зарплате «до рубля».
– Торжокский вагонзавод полностью погасил зарплату, до рубля, и теперь там будет организована вторая линия сборки новых вагонов. Эти два предприятия будут работать как единое целое. Все рабочие места сохранены, организованы дополнительные, – сказал глава региона.
Растем
Работа на полную мощь двух таких гигантов машиностроения принесет региону миллионы, ведь это крупные налогоплательщики.
В целом же, как сообщил Игорь Руденя президенту, промышленному производству в регионе обеспечен уверенный рост. По итогам 2018 года ИПП в Тверской области составил 113,2%, что на 13% выше показателей прошлого года, а также показателей по России и ЦФО, которые составляют 102,9% и 108,5% соответственно.
В 2018 году в Тверской области реализовано 12 крупных инвестпроектов с общим объемом вложений порядка 11,5 млрд рублей и созданием 1800 рабочих мест.
Всего в перечень заявленных к реализации в Верхневолжье инвестпроектов входит 40 проектов с объемом вложений около 400 млрд рублей и созданием более 16 тысяч рабочих мест, в том числе высокотехнологичных.
Ирина НИКОЛАЕВА