Городской трамвай бежит, качается… | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Городской трамвай бежит, качается…

10:57

26 августа 2011

714

ТРАМВАЙНОЕ движение в Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). В первую очередь была пущена линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка»), длиной 4,5 километра, во вторую очередь – от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала, протяженностью 2,8 километра. Владельцем Тверской городской железной дороги, а именно так назывался в то время трамвайный путь, была франко­швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, тверской трамвай являлся прибыльным.

  Все линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 миллиметров. Трамвайное депо построили на берегу Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской. (Сейчас на этом месте располагается здание «Тверьэнерго».) Вагоны доставили из Бельгии. После Октябрьской революции трамвайное хозяйство было национализировано. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.

  В мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке сети на широкую колею в 1524 миллиметра. 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал – Пролетарка. Вскоре после этого в заволжской части города был открыт участок до Ленинградской заставы, затем – до вагоностроительного завода.

  1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо сгорело. Новое, известное сейчас как депо № 1, вступило в строй в 1934 году.

  Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу во время Великой Отечественной войны. По трамвайным линиям в вагонах­хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время являлся основным видом топлива.

  В 1976 году было открыто трамвайное депо № 2 в микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство и третьего депо. Калининский трамвай в 1970–1980­х годах считался образцовым. Линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта, при наличии автобуса и троллейбуса.

  Но в середине 1990­х «черные» времена наступили и для тверского трамвая. Под предлогом борьбы с дорожными пробками была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линий по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова. В 2004 году было временно прекращено движение от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина – аварийное состояние Восточного моста через Волгу. При этом автомобильное движение по мосту прекращено не было.

  А в ближайшее время вообще планируется оставить только два маршрута № 5 и № 11, как наиболее востребованные. Остальные маршруты прекратят существование. Всего 22 трамвая вместо нынешних 38 будут ходить от вокзалов через центр в Заволжский район. Из 82 километров общей трамвайной городской сети будет задействовано только 23 километра.

Городской трамвай бежит, качается… – Это тот путь, который с помощью городского и областного бюджетов можно еще привести в надлежащее состояние, – говорит директор муниципального унитарного предприятия Твери «Городской электрический транспорт» (ГЭТ) Юрий Миненко (на снимке). – Проблемы накапливались в течение многих лет. Главные – это износ трамвайных линий и самого подвижного состава. Все требует замены или капитального ремонта. Вопрос о полной остановке трамвайного движения пока не стоит. 110 лет для трамвая – солидный возраст. Тверь долгое время жила с этим видом общественного транспорта. Люди привыкли к нему и считают незаменимым. Поэтому лишить город трамвая, я считаю, было бы неправильным. Но ремонт одного километра трамвайного пути в современном исполнении стоит 60 миллионов рублей, а покупка одного нового трамвая обходится сегодня в 11 миллионов. Таких средств у нас нет и в ближайшее время не будет. Поэтому пока идем по пути сокращения маршрутов… Исходя из реалий, был выбран тот вариант, который позволит на данный момент сохранить трамвай как общественный транспорт в областном центре и даст предпосылки для его развития в дальнейшем.

  По словам Юрия Миненко, мера эта вынужденная. Во всяком случае, она позволит несколько снизить издержки предприятия на выплату той же заработной платы, налоги и тому подобные вещи, так как за сокращением маршрутов неизбежно последует и сокращение штатов. За минувший год ГЭТ уже покинуло более 400 человек. Осталось 1200 работников. Остались и долги: около 128 миллионов рублей. Из них порядка 70 миллионов предприятие должно энергоснабжающей организации. В последние годы, как известно, стоимость киловатта стремительно росла, между тем тариф на перевозку особо не увеличился.

  С 1 апреля, правда, с 250 до 390 рублей поднялась цена единого социального проездного билета (ЕСПБ). За апрель предприятие получило компенсацию за льготников в размере 13 миллионов рублей вместо привычных 8 миллионов. Появилась надежда погасить хоть часть задолженности. Однако уже в мае компенсация упала до 12 миллионов рублей, а в последующие месяцы вновь опустилась до 8 миллионов. Причина в том, что управление социальной защиты населения заключило договоры на перевозку льготной категории пассажиров с рядом других компаний­перевозчиков. И часть компенсации потекла уже в другие карманы, минуя ГЭТ. Примечательно здесь то, что некоторые из перевозчиков, работая на одних и тех же маршрутах, имея одно и то же количество транспортных средств, вдруг увеличили объем выполняемой ими транспортной работы в два–три и даже в четыре раза в течение месяца. А ведь на основании их показателей департамент транспорта и связи Тверской области производит распределение бюджетных средств по ЕСПБ между перевозчиками. Соответственно, эти перевозчики стали получать компенсацию, большую в несколько раз. Эта ситуация подвигла руководство ГЭТ обратиться с заявлением в прокуратуру и другие контролирующие органы. Найдут ли правоохранители нарушения в действиях перевозчиков – покажет время.

  Между тем в европейских странах трамваи переживают сегодня второе рождение. В Бельгии, Германии, Польше электрическому транспорту уделяется большое внимание. Ведь трамвай является экологически чистым, безопасным, надежным и в то же время достаточно вместительным видом транспорта. И качество путей в европейских странах совершенно другое. В Чехии, например, используют бесшпальный метод строительства трамвайных линий: на бетонное основание укладываются плиты с желобом, в желоб помещают специальные рельсы с резиновым уплотнителем. Трамвай по таким линиям ходит абсолютно бесшумно, и служит подобный путь долго. Это особенно важно для культурных центров: трамвай может проходить в непосредственной близости от памятников культуры, не причиняя им никакого вреда.

  У нас пока грохочущие и неуютные трамваи особого энтузиазма не вызывают. Однако для того, чтобы полностью поменять трамвайные тверские линии, нужно почти пять миллиардов рублей. Почти столько же – на закупку новых современных трамваев. Удовольствие, конечно, для области дорогое. Другое дело – принятие федеральной целевой программы «Городской трамвай», которая была предложена на одном из совещаний Тверского отделения Народного фронта президентом Тверской торгово­промышленной палаты Леонидом Мусиным.

  – Мы должны всячески поддерживать наше трамвайное хозяйство, – уверен Леонид Михайлович. – Я считаю, будущее все же за электрическим транспортом. Да, трамваи у нас убогие, шумные, неуютные и неудобные, но это не повод, чтобы совсем от них отказаться. Их нужно сделать цивилизованными и современными, как это происходит сегодня на железнодорожном транспорте. И тогда трамваи займут достойное место в транспортной схеме города.

Станислав ШУТОВ

Фото Юлии СМОРОДОВОЙ

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Губернатор Игорь Руденя ответил на вопросы в прямом эфире телеканала «Россия 24» Тверь

23:58 / 25.04.2024 147

В Тверской области взорванный фашистами мост достанут из Волги и сделают экспонатом

22:31 / 25.04.2024 275

Глава СК России взял на личный контроль дело о непредоставление жилья сироте из Верхневолжья

22:24 / 25.04.2024 470

Стало известно, когда Патриарх Кирилл приедет в Тверь

22:20 / 25.04.2024 448

Игорь Руденя: Тверская область объединяется для безопасных майских праздников

22:05 / 25.04.2024 177

Игорь Руденя назвал сроки газификации деревни Чигирево

22:02 / 25.04.2024 157

В ближайшие месяцы запустят движение по новому мосту через реку Лоча в Ржеве

22:02 / 25.04.2024 185

В преддверии Дня Победы больше 50 тысяч жителей получат единовременные выплаты в Тверской области

21:48 / 25.04.2024 297

Игорь Руденя принял важное решение по Ржевской ЦРБ

21:44 / 25.04.2024 196

В ожидании чистой воды: в Ржеве заканчивается строительство нового водозабора

21:39 / 25.04.2024 198

Обновленные казармы за три года: глава Верхневолжья назвал год завершения реконструкции Морозовского городка

21:37 / 25.04.2024 199

В Твери синхронизируют открытие объездного и закрытие на ремонт Горбатого моста

21:31 / 25.04.2024 1912

Игорь Руденя рассказал о судьбе строительных объектов, которые возводятся военными компаниями в Тверской области

21:26 / 25.04.2024 280

Тверская область присоединилась к Всероссийской неделе иммунизации

20:47 / 25.04.2024 149

В Твери проходят мероприятия по предупреждению пожаров в зеленых зонах

20:24 / 25.04.2024 138

Призывники из Верхневолжья посетилии 344 Центр боевого применения и переучивания летного состава

19:52 / 25.04.2024 167

В Твери пропала 37-летняя женщина в темной жилетке с пауком и белых тапочках

19:35 / 25.04.2024 278

Предприниматели от Калининграда до Камчатки могут дистанционно открыть счет в ВТБ

19:20 / 25.04.2024 150

Тверская прокуратура взяла под контроль ДТП с несовершеннолетним

18:51 / 25.04.2024 197

Правительство Тверской области утвердило границы особо охраняемых природных территорий

18:33 / 25.04.2024 186

27 апреля в Твери начнут отключать отопление в жилых домах

18:18 / 25.04.2024 789

Добро пожаловать: «Ростелеком» представил облачное решение для управления гостиничным бизнесом

17:51 / 25.04.2024 170

Уход в онлайн: мужчины в Тверской области стали чаще покупать товары на маркетплейсах

17:38 / 25.04.2024 144

Министр обороны РФ Сергей Шойгу отметил отвагу и профессионализм танкистов из Верхневолжья

17:20 / 25.04.2024 275

Игра на бирже не задалась: молодой тверичанин перевел «брокеру» крупную сумму денег

16:45 / 25.04.2024 251

В МТППК сообщили об изменениях в расписании пригородных поездов на майских выходных

16:21 / 25.04.2024 296

Московский Пасхальный фестиваль объединяет города России

15:51 / 25.04.2024 246

Где в Тверской области отключат электричество 26 апреля

15:31 / 25.04.2024 383

25 апреля на Пожарной площади и улице Новая Заря ограничат движение

14:58 / 25.04.2024 320

Тверь стала ареной для будущих чемпионов по управлению дронами

14:54 / 25.04.2024 361