Финансирование адресной инвестиционной программы (АИП) в Тверской области за последние три года выросло больше, чем в 8 раз. В этом году на ее реализацию у нас заложено 7,2 миллиарда рублей. Из них 4,1 миллиарда – деньги региона, 3,1 миллиарда – федеральные. Средства идут на строительство детских садов, школ, больниц, спорткомплексов. Также их тратят на газификацию, ремонт дорог и другие нужды жителей Верхневолжья. Число привлеченных в программу объектов достигло рекордных значений – их 97.
В тройке
По объемам реализации АИП среди субъектов Центрального федерального округа мы уступаем лишь Москве и Подмосковью – здесь в программу вкладывают десятки миллиардов. Тверская область в тройке лидеров.
За нами идут Ярославская, Рязанская, Белгородская, Воронежская и все остальные области. Для сравнения: объем реализации АИП, например, во Владимирском регионе – 1,21 млрд руб. А некоторые субъекты ЦФО не дотянули и до миллиарда.
Впрочем, еще совсем недавно так было и у нас. В 2016 году мы даже не могли занять самые нижние строчки этого рейтинга, потому что на реализацию АИП в Верхневолжье было заложено всего193 млн руб. Для понимания: на строительство одной школы нужно больше миллиарда. Регион увеличил объем финансирования АИП более чем в 8 раз за последние три года.
По словам губернатора Игоря Рудени, таких показателей удалось достичь благодаря «нашей настойчивости, участию в федеральных программах, и, конечно, решениям президента Владимира Путина и Правительства РФ».
Больше всего денег в регионе вкладывается в образование, здравоохранение и ЖКХ. Также весомую долю занимает дорожное хозяйство и туризм.
— В АИП включены объекты дорожного и газового хозяйства, образования, жилищно-коммунального сектора, физкультуры и спорта. Наша задача – обеспечить своевременную реализацию намеченных планов. Для жителей региона это означает построенные детские сады, школы, больницы, поликлиники, дороги, газопроводы, спортивные объекты, — сказал Игорь Руденя.
Дела муниципальные
Все мы видим, какая масштабная стройка развернулась сейчас в регионе. В порядок приводят дороги, ремонтируют котельные. Пользу от реализации инвестпрограммы отмечают многие главы муниципалитетов.
По словам, главы Торопецкого района Александра Брижа, «программа помогает быстро и эффективно решать многие задачи местного значения»:
— Каждый район на месте сам решает, во что вкладывать средства. В Торопецком районе мы решили отдать приоритет социальной сфере. У нас будет самый большой в области детский сад – он сможет принять 240 малышей. Это объект адресной инвестиционной программы, — говорит Александр Бриж.
В Лихославле по АИП сейчас строят новую модульную котельную:
— Она начнет действовать уже к новому отопительному сезону, — рассказывает глава Лихославльского района Наталья Виноградова. — К этому же времени отремонтируем отопительные сети протяженностью 1,7 километра по улице Карла Маркса. Общая сумма выделенных на капитальный ремонт субсидий составляет около 30 миллионов рублей.
По этой же программе в Лихославльском районе провели газопровод протяженностью 9 километров из Лихославля до деревни Пекши Сосновицкого сельского поселения. В октябре прошлого года в поселке Калашникове начали строить детский сад на 110 мест – он откроется уже в сентябре.
Еще один детский сад на 110 мест начинают возводить в самом Лихославле. В следующем году в районе проведут 22 километра газопровода до села Микшино.
Среди лидеров по привлечению бюджетных инвестиций в Тверской области – Калязинский район.
— Мы ежегодно участвуем практически во всех областных конкурсах и программах, где требуется софинансирование с местным бюджетом, что положительно сказывается на результатах: нам удается проводить ремонтные работы в учреждениях социальной сферы, приводить в порядок дороги и дворы, — говорит глава Калязинского района Константин Ильин. — Это работа непростая, требует больших согласований и подготовки документов в короткие сроки. Но она дает нам возможность получить дополнительное финансирование в район. Всего мы привлекаем порядка 350 миллионов бюджетных инвестиций, в том числе более 50 миллионов – районных денег.
Чтобы не утаскивали
Как уже было сказано выше, в адресную инвестпрограмму у нас включено 97 объектов. Однако на некоторых из них (это около 20% от общего числа) работа застопорилась – по разным причинам не всегда все идет гладко.
Так, в «зоне умеренных рисков» оказались некоторые детские сады, строительство которых отстает от графика: где-то поздно заключили контракт, где-то потребовалось проведение археологических работ, которые заняли много времени, где-то подводят подрядчики.
Министр экономического развития Иван Егоров предложил отраслевым органам власти вести подробные ежедневные отчеты по каждому проблемному объекту и направлять их в минэкономразвития.
— Требуется усилить контроль над исполнением и ввести персональную ответственность за нарушение сроков строительства, — заявил министр.
Губернатор же заявил следующее:
– Невыполнение Адресной инвестиционной программы означает замедление темпов развития региона. Если проекты программы не будут выполнены – последуют кадровые решения. Деньги выделяются на строительство школ, спортивных объектов, газификацию, а нам говорят: давайте перенесем на год. У нас есть планы, согласованные с населением. Если не можете работать в оговоренных сроках, ищите другую работу или делайте все вовремя.
По мнению председателя ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» Николая Баранника, многие муниципалитеты просто «оказались не готовы к освоению такого объема средств». Еще одна причина затягивания сроков – оплата работ подрядчику только по факту их выполнения:
— Регион больше не авансирует работы на объектах, что гораздо удобнее и эффективнее для нас. Однако далеко не все подрядчики способны работать в новых условиях. Но уверен: это решаемая проблема. Первым шагом стала инициатива губернатора Игоря Рудени по проведению торгов по летним ремонтам в начале года, что значительно ускорило процесс. А на тех объектах, где сейчас работа идет с отставанием, нужно вводить двухсменку, — сказал Николай Баранник.
Что касается перехода на новую форму оплаты по факту подрядчикам, Игорь Руденя пояснил, что таким образом «мы избегаем хищения бюджетных средств»:
— Все мы помним, что в 2016 году там, где по бумагам уже вовсю строились объекты, на самом деле только трава росла — даже газон никто не нарушал. На протяжении двух лет регион нарабатывал практику возможности привлечения платежеспособных подрядчиков с оборотными деньгами. Тут важно понимать, что к некоторой затяжке процесса исполнения мы были изначально готовы – это плата за то, чтобы у нас не утаскивали бюджетные деньги, а мы потом не гонялись по всей стране и за ее пределами за недобросовестными участниками проекта, — сказал губернатор.