Каждый из нас может стать экспортером. Например, если сшить красивую рубаху и продать ее за границей. Или налепить из глины свистулек и обменять их на доллары США. Выгодное дельце! Примерно по такому же принципу, но в больших масштабах ведут внешнюю торговлю все страны. И чем больше товаров и услуг экспортирует государство, тем сытнее живут его жители.
На прошлой неделе в Правительстве Тверской области обсудили перспективы развития внешнеэкономической торговли нашего региона.
300 миллионов в валюте
Верхневолжье продает свои товары и услуги более чем в полсотни стран. С 2016 года объем экспорта у нас увеличился в 1,5 раза: с 200,1 до 299,2 млн долларов США. И регион намерен развивать экспортное направление, вовлекая в него все новые и новые компании. В том числе малый и средний бизнес.
По словам губернатора Игоря Рудени, «в области сформирован достаточный потенциал для наращивания и развития экспорта услуг и товаров, которые у нас производятся»:
— На внешних рынках высоким спросом пользуется продукция наших предприятий машиностроительной, кожевенной, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, – уточнил он.
Регион поставляет за рубеж железнодорожные вагоны (вагоны Тверского вагонзавода поставляются за рубеж (на фото), детские кроватки, косилки, лодки, подшипники, бумагу, прогулочные катера и много других самых разнообразных товаров. Финляндия, Кувейт, Болгария и Польша скупают кувшины и горшки, изготовленные на Тверском стекольном заводе. Нидерланды и Япония приобретают наши самоходные бульдозеры. Кипр закупает картон Каменской картонно-бумажной фабрики. США, Великобритания, Польша, Германия, Италия, Португалия, Швейцария – мебель и фанеру, произведенную на Нелидовском ДОКе. Немцы лакомятся нашими мармеладками. Хотя многие до сих пор считают, что мы можем торговать на внешних рынках только сырьем. Например, древесиной. Действительно, еще недавно в Тверской области несырьевой экспорт почти не выделялся из общего. Однако сейчас фокус смещается именно к развитию торговли за рубежом продукцией с высокой добавленной стоимостью. Один из крупнейших экспортеров региона — Верхневолжский кожевенный завод. Предприятие продает за рубеж 90% своей продукции. Она востребована в Италии, Испании, Гонконге и других странах.
— За последние годы завод встал на ноги, а число работников выросло в пять раз. Мы даже заметно увеличили и долю товаров, реализуемых на внутреннем рынке, — говорит директор предприятия Виктор Козлов.
Доходы – в казну
С каждым годом все больше региональных компаний интегрируются в глобальные рынки. Это кормит местную экономику и самих производителей.
— Одна из составляющих областного бюджета – это налог на прибыль предприятий, — объясняет председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Заксобрания Тверской области Константин Буевич. — Высокая доля экспорта – не только прибыль тверских предприятий в иностранной валюте, но и большие отчисления в областной бюджет. А рост экспорта наглядно доказывает, что наша продукция выдерживает конкуренцию с иностранными товарами.
В Тверской области разработана Концепция развития внешнеэкономических связей региона. Документ предполагает создание комплексной системы поддержки развития экспорта. Работа ведется в рамках реализации национальных проектов по поддержке предпринимательской активности, международной кооперации, занятости и производительности труда. Ключевые направления – вовлечение в экспортную деятельность новых производителей, определение рынков и поиск покупателей с участием Центра поддержки экспорта, Российского экспортного центра, Торгового представительства РФ и других структур.
Эти организации окажут юридическую поддержку, содействие в сопровождении переговоров, подготовке контрактов, продвижении товаров и других этапах взаимодействия с зарубежными партнерами. По мнению экспертов, предприниматели особенно нуждаются в поддержке на раннем этапе:
— Предприятия Верхневолжья обладают огромным потенциалом для ведения экспортной деятельности, однако не полностью его оценивают и боятся выходить на внешние рынки, — считает председатель общественного совета при министерстве экономического развития Тверской области Герман Кичатов. – Поэтому очень важно на региональном уровне провести оценку экспортного потенциала предприятий и производимой ими продукции по отраслям, разработать программы поддержки. Она должна оказываться на ранних этапах, до начала экспортной деятельности, потому что именно в этот момент предприятия несут колоссальные затраты по модернизации и сертификации производства, защите интеллектуальной собственности, товарного знака.
Как найти партнера
Не менее важен для выхода бизнеса на внешние рынки поиск партнеров:
— Для увеличения в экспорте доли продукции малых и средних предприятий Тверской области необходим конструктивный диалог, сотрудничество с организациями, специализирующимися на конкретных странах и отраслях поставки экспортной продукции, – считает председатель комиссии по продвижению экспорта услуг и развитию въездного туризма общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Иван Введенский.
Тверская область – постоянный участник бизнес-миссий. Основная задача таких визитов – привести в регион новые технологии и оборудование, позволяющее нам создавать товары и услуги, которые мы сможем экспортировать.
В прошлом году 38 тверских предприятий представили свои товары и услуги на зарубежных рынках в рамках бизнес-миссий в Сербию, страны Бенилюкса, Узбекистан, Казахстан, Армению и Латвию. Наши компании заключили с иностранными партнерами 28 контрактов. Кроме того, представители Верхневолжья приняли участие в престижных международных выставках: «БУДПРАГРЭС-2018» в Беларуси, а также «InternationalTechnicalFair ITF 2018» в Болгарии, по итогам которой тверское предприятие ООО «Элтех» удостоено золотой медали.
С начала этого года наш регион уже побывал с бизнес-миссиями в Германии, Беларуси, Армении и Азербайджане. Их участниками стали 26 предприятий Верхневолжья и более 120 зарубежных компаний. В этом и будущем годах подобные поездки запланированы в Чешскую Республику, КНР, ФРГ, Венгрию, Казахстан, КНР и Австрию.
По стандарту Объем экспорта несырьевых и неэнергетических товаров и услуг в Тверской области до 2024 года должен увеличиться до 482,3 миллиона долларов США. А число субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт, – до 135.
Кроме того, запланировано внедрение регионального экспортного стандарта, который предусматривает создание благоприятных условий для экспорта с учетом территориальной специфики.
По мнению эксперта Российского экспортного центра Владимира Цыбы, введение такого стандарта «станет хорошим стимулом для предприятий тверского региона для выхода на экспорт»:
— Он объединит почти все инициативы по поддержке экспорта, доступные на местном уровне. Эффективное внедрение всех инструментов стандарта, а их порядка двадцати, позволит добиться наибольшего эффекта. Тем более на уровне региона есть четкое понимание фокуса по внешним рынкам и товарам, – пояснил он.
Ирина НИКОЛАЕВА