Их объединяет одно – возможность выявить слабые и сильные стороны компании, внешние и внутренние факторы, воздействующие на результат деятельности.
Чтобы определить, насколько рентабельна компания, получает ли она чистую прибыль, насколько эффективно функционирует на рынке, нужно оценивать ее работу в комплексе. Важными показателями являются коэффициенты ликвидности. Их можно рассчитывать в отношении определенного актива или всей компании. Ликвидность показывает, насколько быстро можно реализовать актив по рыночной стоимости. Основные фонды предприятия обязательно должны включать высоколиквидные активы. Если у компании наступают непростые времена, всегда остается возможность реализовать имущество, чтобы расплатиться с долгами, улучшить финансовое положение. Логично предположить на простом примере, что легковой автомобиль – это более высоколиквидный актив, чем промышленное оборудование, ведь спрос на транспорт выше, чем на станки.
Ликвидность предприятия показывает, покрывают ли в полной мере ее активы текущие обязательства. Если свободных денежных средств хватает, чтобы в один момент отдать все долги, дела у фирмы идут неплохо.
Говоря об эффективности деятельности, нельзя обойти вниманием анализ и распределение выпускаемой, реализуемой продукции. Товарные запасы тоже разнятся по уровню ликвидности. Чтобы вычислить эти показатели, используется abc анализ. Подобные методы активно применяются опытными экономистами. Всю продукцию можно условно разделить на несколько категорий по соотношению объема выпуска и уровня продаж. В основе этого способа анализа лежит принцип Парето – 20 % выпускаемого ассортимента дает 80 % продаж. Именно эта часть продукции небольшая по объему, но наиболее важная для предприятия. Если правильно распределить всю выпускаемую продукцию по группам и контролировать ее в таком формате, эффективность деятельности возрастет.
Подобных методик существует великое множество. Выбор конкретной из них осуществляется на основе имеющегося опыта, специфики рынка, прочих факторов. Анализируя эффективность функционирования, можно своевременно заметить ошибки в работе, сразу их устранить, пока они не повлекли серьезные негативные последствия для всей компании. В этом и заключается работа экономиста-аналитика на предприятии.