В начале 2000х годов общественные волнения стали понемногу утихать, а тиражи периодических изданий начали сокращаться. Чтобы удержать читателей, газеты прибегали к разным ухищрениям. Одни муссировали скандалы, другие взяли на вооружение криминальные темы, третьи просто выдумывали невероятные истории. Газеты завоевывали читателей самыми неожиданными способами: кондукторы в общественном транспорте настойчиво предлагали прессу пассажирам; изумленным ветеранам приносили на дом газеты по бесплатной подписке, которой они не оформляли.
«Тверские ведомости» спокойно держались своего курса, не ударялись в скандальность и желтизну, не навязывали себя читателям, при этом тиражи не убавлялись. Значит, именно такое, достойное и уравновешенное издание было востребовано в обществе.
Главный редактор Владимир Исаков оставался самим собой – русским интеллигентом и вольнодумцем. Он всячески поощрял в пишущей братии свободомыслие, которое не означало полную анархию и нигилизм. Нет, напротив, работая в «Тверских ведомостях» и общаясь с главным редактором, журналисты быстро усваивали, в каких рамках необходимо себя держать, чтобы не уронить свое достоинство и престиж газеты.
Свобода заключалась в том, что главный редактор редко давал задания, каждый пишущий сам выбирал темы, собеседников, населенные пункты для поездок, сам планировал свою работу. К результатам отношение было бережное. Заместитель редактора Борис Бадеев и ответственный секретарь Юрий Сидоров не слишком кромсали тексты, хотя, может, иногда и стоило бы. Но Владимир Захарович часто говорил, что люди пишущие очень ранимы и перекраивать их тексты – все равно что резать по живому. А для хорошего текста места никогда не жалко.
В редакции было сравнительно немного журналистов. Статьи «на злобу дня» в основном писали Надежда Нестерова, Лариса Виноградова и я. Валентин Стригин фотографировал, иногда писал короткие эмоциональные тексты на острые темы. Рекламные материалы готовили Андрей Царьков, Людмила Мартьянова и Галина Киселёва. Галина Николаевна вела еще сельскохозяйственную тему, но лучше всего ей удавались произведения уникального жанра – своеобразного сплава поэзии и публицистики. С Андреем Царьковым и Галиной Киселёвой мне довелось много поездить в командировки по разным уголкам Тверской области. И везде мы видели печальные последствия «лихих девяностых»: разоренные деревни, заброшенные поля, руины ферм, сельских клубов, остовы домов, развалины водонапорных башен. Об этом Галина Николаевна написала стихотворный репортаж, который был опубликован в газете:
Тоннель во мраке
пробивая,
Машина мчит, быстра,
легка.
От одуванчиков седая
Ширь придорожная тиха.
А в сердце шелестит
тревога,
Как затаенная река.
Стоят деревни у дороги,
Ни лая в них, ни огонька.
Мелькнут в бурьяне:
фермы остов,
Домов забитых череда.
И чудится – на мертвый
остров
Живых, нас занесло сюда.
Как призрак, новая
деревня,
Над нею море тишины.
Пахнет полынью ветер
древний,
Как после бури иль войны.
Глядят настороженно
звезды
На нас – на могикан земли.
Машине не давая роздых,
Летим на зарево вдали.
Там город. Жизнь несется,
кружит,
Поет, влюбляется,
кричит…
Здесь окликают чьито
души
В туманах зыбких
дергачи.
Я не читала ничего более точного, лаконичного и разительного о постперестроечной тверской деревне.
При том, что журналистов было маловато, газета получалась многоликой и разнообразной, потому что с редакцией сотрудничали внештатные авторы, и было их немало. Каждый год в сентябре в библиотеке имени Горького проводились фестивали «Тверских ведомостей», и большинство авторов приходили на эти встречи, выступали, общались с читателями. Там можно было увидеть, какой на самом деле огромный коллектив делал газету. И каждый представитель этого сообщества был яркой личностью, знатоком своего дела, способным квалифицированно рассказать читателям газеты о своей сфере деятельности. Рекламный слоган газеты тогда звучал так: «Тверские ведомости» – качественная газета для квалифицированного читателя». Эта высокая планка солидного, интеллигентного издания держалась благодаря сообществу авторовпрофессионалов.
У «Тверских ведомостей» был собственный автор даже на далеком и туманном Западе. Из Лондона присылал статьи и воспоминания Жорес Медведев. Он умел удивить читателя, выступая в газете в разных ипостасях: то как правозащитник, то как политический и экономический аналитик, то как ученыйгеронтолог, то как простой бытописатель. Большой читательский интерес вызвал его очерк о занятиях огородничеством в британской столице «Шесть соток в Лондоне». Жорес Медведев побывал у нас в редакции в 2005 году. Его братблизнец, известный российский историк Рой Медведев, присылал в газету свои историкопублицистические очерки.
Специальный выпуск «Литературная Тверь» пестрел именами писателей и поэтов со всей Тверской губернии. Для наглядности я посчитала, сколько авторов было опубликовано в одном произвольно выбранном выпуске «Литературной Твери». Их оказалось двенадцать, а бывало и больше. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все писатели и поэты Верхневолжья хотя бы один раз, да публиковались в «Тверских ведомостях», так что по нашей газете можно изучать историю литературы Тверского края эпохи конца XX – начала XXI века.
Кроме фестивалей газеты, проходивших в Твери, практиковались выездные фестивали по районным центрам области, куда ездили не только сотрудники газеты, но и поэты, писатели, с энтузиазмом рекламировавшие газету.
Внештатные авторы иногда становились штатными сотрудниками, например, Галина Лебедевская, известный в Твери искусствовед, автор нескольких книг по истории тверского искусства, постоянно публиковала в газете свои очерки, а потом вела раздел «Культура». Бологовский журналист Владимир Тимашев присылал трогательные житейские истории, после чего получил приглашение работать на постоянной основе собственным корреспондентом.
Своим обликом «Тверские ведомости» с начала 2000х годов и по сей день обязаны Наталье Никитенко, которая возглавляет компьютерную верстку. Еще в девяностые годы директор издательства Виктор Истомин начал компьютеризацию «Тверских ведомостей» с набора и верстки. Журналисты же оставались верны пишущим машинкам и шариковым ручкам. Однако в начале 2000х годов компьютеры появились во всех кабинетах, и очень скоро все освоили эту технику.
Волшебником, который выполнял любые желания сотрудников, работал золотой человек, офицер Дмитрий Мамонтов. К нему ходили за бумагой, карандашами, диктофонами и фотокамерами. К нему обращались, если надо было подремонтировать старенькую мебель, которая досталась в наследство от Комитета народного контроля, занимавшего помещения до того, как там разместилась редакция. А еще Дмитрий Иванович составлял для газеты кроссворды. У меня в письменном столе до сих пор хранится носовой платок, оставшийся с похорон Дмитрия Ивановича, и я часто вспоминаю этого светлого человека.
На смену Дмитрию Мамонтову пришел Александр Волохов, тоже офицер, подполковник запаса, но главное – столь же добрейшая душа. Ныне Александр Овсеевич возглавляет издательство «Тверские ведомости».
В 2000е годы в редакцию пришли молодые журналисты: Павел Иванов, Александр Дылевский, Ирина Папуцкая. Они не потерялись на фоне маститых авторов, напротив, внесли задор и свежесть восприятия, расширили круг тем, привлекли внимание и интерес читателей. Павел Иванов первым в нашей губернии был награжден почетным знаком Тверского отделения Союза журналистов России «Золотое перо Верхневолжья».
Думаю, что успехи каждого журналиста «Тверских ведомостей» состоялись благодаря работе в этом престижном, уважаемом издании. Здесь, несмотря на бури и катаклизмы вокруг, царила атмосфера, благоприятная для каждой отдельной личности. Надеюсь, что ощущение надежности, стабильности, доброжелательности передавалось и нашим читателям и помогало им пережить непростые времена.
Марина РУЧКИНА