Конфликтолог Центра медиации и прикладных исследований приводит доводы «за» и «против» повышения пенсионного возраста
Недавно прозвучало заявление председателя Правительства РФ Д.А. Медведева о готовящейся пенсионной реформе. На что следует обратить внимание?
Мария С., Тверь
На вопрос читателя отвечает конфликтолог Центра медиации и прикладных исследований (ЦМПИ) в городе Твери, кандидат политических наук Светлана СМАЛЬ:
– Мария, благодарю за вопрос. Наконец-то мы отвлечемся от международной проблематики и займемся темой моей непосредственной научной специализации. А тема исключительно важная и достойная внимания не только чиновников, но и обычных граждан.
Вы, вероятно, имели в виду заявление Д.А. Медведева о постепенном повышении пенсионного возраста? Это, безусловно, часть общей реформы пенсионной системы, просто наиболее близкая к получателям выплат и, конечно же, поэтому привлекающая большое внимание. Оставим пока в стороне подробности о моделях пенсионных выплат, сосредоточимся на пенсионном возрасте.
Итак, что же предлагается? Все довольно просто. Мы, помимо общей напряженной международной обстановки, живем еще и в непростое время «демографических накладок», когда на пенсию будет выходить поколение людей, родившихся после окончания Великой Отечественной войны, а в трудовые отношения будет вступать относительно немногочисленное поколение молодых людей, родившихся в 90-е годы XX века. И вот это поколение должно платить, при помощи отчислений в Пенсионный фонд России (структура, о которой надо говорить подробно и отдельно), – за «себя и за того парня», то есть за всех пенсионеров и иных граждан, получающих различные социальные выплаты. Уже сейчас эта монетарная нагрузка велика, а будет ведь только увеличиваться.
К тому же, в современной России действуют очень сильно устаревшие нормы выхода трудящихся на пенсию – они были приняты еще в 1932 году и с тех пор остаются неизменными, провозглашая возраст выхода на пенсию для мужчин в 60 лет, для женщин – в 55. Добавим сюда увеличивающуюся продолжительность жизни и изрядное количество досрочно выходящих на пенсию (в их числе, например, многодетные мамы и граждане, работающие на вредных производствах), – и рецепт сложности финансирования пенсий готов. К тому же мы еще не затрагивали военнослужащих, также получающих пенсионное обеспечение.
Возвращаясь к хорошему: в нашей стране до сих пор одна из самых низких возрастных планок выхода на пенсию, даже в Белоруссии в 2017 году перешли к постепенному увеличению этого возраста до 63 лет для мужчин и 58 для женщин. Учитывая, что уважаемые получательницы выплат и на пенсию выходят в 55 лет, и средняя продолжительность жизни женщин существенно отличается от мужчин (почти на 10 лет в пользу «слабого» пола), неудивительно, что именно об увеличении этого порога и задумываются правительство и законодатели. Надо оговориться, что споры идут жаркие. С точки зрения экономической целесообразности лучшим эффектом, как кажется сторонникам этой модели, будет обладать повышение пенсионного возраста и для мужчин, и для женщин, зафиксированное, например, на уровне 60 лет. Причем с плавным переходом к этому возрасту, например, за пять или семь лет (так было, например, в странах Балтии, где прибавляли по схеме «полгода – год»: раз в год происходило увеличение возраста выхода на пенсию на полгода). Однако в нашей стране есть тенденция к сохранению более раннего выхода на пенсию именно женщин, которых государство так поощряет за «двойную» нагрузку: на труд и на семью. Наиболее жесткую схему предлагает бывший глава Центра стратегических разработок, недавно ставший руководителем Счетной палаты РФ, А.Л. Кудрин: 63 года – для женщин, 65 лет – для мужчин (в Японии, например, сейчас все категории выходят на пенсию в 70 лет, независимо от пола). Именно из уст Кудрина в последние несколько лет и звучат призывы к скорейшему переходу на повышение пенсионного возраста. Со слов Кудрина, надо было начать этот процесс, когда он сам еще занимал пост министра финансов.
Завершая краткий экскурс в сферу пенсионного обеспечения, констатируем: повышение пенсионного возраста в России неизбежно, вопрос лишь в том, когда и при каких условиях это произойдет.
на правах рекламы