Первой ласточкой объединения территорий стал Удомельский городской округ, созданный 19 декабря 2015 года. Одна администрация вместо двух, единый депутатский корпус, общий бюджет, оптимизированный управленческий аппарат.
После по такой же модели были созданы Осташковский, Кашинский и Нелидовский городские округа. В прошлом году в один городской округ объединились Вышний Волочёк и Вышневолоцкий район, а Весьегонский и Андреапольский стали первыми в регионе муниципальными округами. В конце ноября Законодательное собрание Тверской области приняло закон о преобразовании в муниципальный округ Оленинского района. В 2020 году по инициативе населения еще два района, Лесной и Пеновский, идут на объединение своих «городских» и сельских поселений в единый муниципальный округ.
Инициатива – снизу
Кто-то скажет: подумаешь, из 38 муниципальных образований Тверской области за неполных пять лет семь районов реорганизоваться решили. Но, во-первых, изменение административного статуса территории требует кардинального изменения системы управления и большой подготовительной работы, поэтому процесс форсировать ни к чему. А во-вторых, всегда есть те, кто не боится примерять на себя новое, ищет эффективные управленческие решения, и те, кто ждет, присматривается и только потом следует за авангардом. Когда соседи видят, что объединение приносит территории реальные плюсы, они тоже встают на этот путь. Так что счет в пользу округов может измениться уже в ближайшие годы.
Но «плана по валу» в регионе нет. Источники в областном правительстве нас заверили, что никакого графика по объединению территорий нет даже в проекте – чтобы сегодня в едином порыве сливался, скажем, Лихославльский район, а завтра преобразовывался Торопецкий. Инициатива идет с территории и реализуется местными депутатами только при поддержке населения. Об этом свидетельствует и история с объединением Торжка и Торжокского района – город с такой инициативой выступил, а район не поддержал, напуганный всевозможными «страшилками», которые придумали противники нововведений (у них был свой интерес). В итоге все осталось без изменений.
Тверская поправка в федеральный закон
Главный смысл объединения, создания округов – повышение эффективности управления, и как следствие, уровня жизни жителей. На первое место при принятии решения выходят соображения экономические. Что даст объединение муниципалитету, какие выгоды он получит? Нет смысла в том, чтобы наделать красивых управленческих моделек, которые не будут работать.
Следует заметить, что преобразование территорий – процесс, который идет по всей России. За последние годы в Московской области число муниципальных образований сократилось на треть, а Сахалин и вовсе теперь состоит из одних городских округов. И процесс «собирания земель», соединения районных центров и поселений района в рамках единого городского или муниципального округа – это продолжение тренда интеграции, который медленно и постепенно идет во всей стране.
Кстати, именно тверской губернатор предложил президенту Владимиру Путину ввести в законодательство понятие «муниципальный округ», поскольку не каждая территория может «потянуть» на городской. Ну какой, к примеру, городской округ можно создать из Пеновского или Лесного районов? Предложение было озвучено на встрече в конце декабря 2018 года, а в следующем году в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли необходимые поправки.
Корень проблемы
Объединение, укрупнение, интеграция – все это преодоление последствий «лихих 90-х». Тогда страну, власть и собственность растаскивали по национальным и муниципальным «квартирам». И законы принимали «сырые», но с благими намерениями. Когда делили районы на сельские поселения, хотели сделать власть ближе к народу. Но реальных полномочий новоявленным муниципальным образованиям так и не дали, финансовый базис под них не заложили. В итоге в федеральные программы войти они не могут, инвесторов привлечь – тоже проблема, поскольку основные вопросы бизнесмены решают в кабинетах районной, а чаще – региональной власти. Денег на содержание и ремонт дорог, на благоустройство территории, на другие социальные нужды, как правило, катастрофически не хватает. Зато каждые 4–5 лет надо избирать совет депутатов, тратить на выборы немалые деньги, при этом содержать главу муниципального образования и его зама, а то и не одного, а в городских администрациях еще и целый штат чиновников. Зачем, если это никак не способствует развитию территории? Единая администрация из центра округа вполне способна справиться с управлением. И при переходе в статус округа – городского или муниципального – сама собой исчезает нездоровая конкуренция за перетягивание одеяла между городским и сельскими поселениями.
– В настоящее время процесс укрупнения муниципалитетов идет в Тверской области, других субъектах страны. Территориям этот процесс дает возможности для равномерного, уверенного, долгосрочного финансирования по всем ключевым направлениям, – считает Игорь Руденя.
Неудобств нет
Сказав об экономических выгодах, скажем и о политических плюсах. Объединение – это не просто создание общего бюджета, это и попытка «пожениться» двум уровням власти, зажить, так сказать, общим домом. Вместе с объединением уходят в прошлое мелкие политические интриги, разборки и подставы между маленькими кланами районных администраций и вовсе микроскопическими в администрациях поселений. Не говоря уже о том, что появляется возможность избавиться от дублирующих функций в работе разных уровней власти: власть едина, бюджет один, центр принятия и исполнения решений также один.
С одной стороны, всем же хорошо: меньше становится чиновников; исчезает промежуточное звено в цепи управления; меньше проводится выборов, потому что теперь будут выбирать только депутатов единого округа, у которых и полномочий, и влияния побольше. Распределяться бюджетные средства будут более пропорционально, равномерно, справедливо – а не так, как прежде, когда один глава сумел «урвать» для себя, а другому ничего не досталось. В конце концов, подобное выравнивание уровня жизни в городе и сельской местности – одна из главных целей подобного объединения.
Объединение не нравится чиновникам, которые теряют свои кресла в результате укрупнения муниципалитетов. Именно они и распространяют самые нелепые слухи по поводу преобразования муниципалитетов. Что отменят льготы для жителей сельской местности; что до власти округа теперь будет вообще не достучаться; что закроют местную больницу, школу, библиотеку. Что в налоговую или пенсионный теперь придется добираться с пересадками весь день.
Все это ложь, призванная восстановить людей против объединения. Местные отделения налоговой, пенсионного и других служб остаются на местах. Маршруты общественного транспорта не отменяются. Тарифы на проезд, коммуналку, электричество не меняются. Ни о какой отмене льгот речи нет. Все выплаты и льготы, связанные с проживанием в сельской местности, остаются.
Образцовый кейс
Пока что «модельным», образцово-показательным, как говорят урбанисты, «кейсом» объединения можно считать Вышневолоцкий городской округ. Там все прошло быстро, гладко и бесконфликтно. Еще в декабре 2018 года, когда Руденя был в Вышнем Волочке с рабочей поездкой, к нему подошли члены инициативной группы, предложившие рассмотреть вопрос о слиянии районного центра и района в единый городской округ. Тогда губернатор и высказался в том смысле, что объединенная территория может стать муниципалитетом, на который будут равняться другие районы области. Так и получилось. В феврале 2019 года горожане и жители сельских поселений на публичных слушаниях высказались в пользу объединения – «за» проголосовали более 70% участников.
«Укрупненный» Вышневолоцкий городской округ быстро ощутил первую выгоду от объединения: местный драматический театр получил субсидию на покупку автобуса для выезда на гастроли. В рамках нацпроекта «Культура» отдельно Вышний Волочёк не мог претендовать на участие в программе – не хватало численности населения. А вот в новообразованном округе жителей оказалось достаточно, чтобы пройти конкурсную процедуру.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото: Алексей Фомин
Олег ДУБОВ, глава Оленинского района:
– Благодаря муниципальному округу мы восстановим единую систему управления, единый депутатский корпус. Судите сами: в 12-миллионной Москве 45 депутатов, в полумиллионной Твери – 33, а в нашем районе, где живут 11 тысяч человек, – 92! Согласитесь, явный перебор. Теперь депутатов будет 20, зато с более широкими полномочиями. А вот депутатский фонд на выполнение наказов населения, наоборот, увеличится. Так что сделать сможем больше.
Татьяна КУДРЯВЦЕВА, глава Лесного района:
– У нас в районе четыре сельских поселения, и администрации трех из них находятся в селе Лесное. Очевидно, что имеет смысл сосредоточить управление в одном общем центре. Кроме того, общим бюджетом жить легче. В целевые программы, важные для наших жителей, мы входим и сейчас. Но объединение в муниципальный округ позволит жителям сел и деревень с численностью менее 1000 человек, к примеру, участвовать в ППМИ.
Николай СУВОРОВ, почетный гражданин Лесного района, заслуженный работник сельского хозяйства РФ:
– Небольшим поселениям лучше держаться вместе. Общими усилиями легче решать сложные социальные вопросы, повышать качество жизни. У нас есть села, в которых и тысячи человек не наберется, – теперь они смогут развиваться наравне с более крупными населенными пунктами, входить в разные программы, а раньше на это денег не было. С инициативой объединения выступила инициативная группа жителей. Вопрос обсуждался на общественных слушаниях. И большинство эту инициативу поддержало.
Сергей КРЫЛОВ, глава Холмецкого сельского поселения:
– Меня, как главу, радует, что теперь мы наконец-то избавимся от бесконечной бумажной волокиты – резко сократится документооборот между райцентром и поселениями. Раньше мы по закону были вынуждены превращаться в «фабрику по производству бумаг». Зато теперь у нас будет больше времени на то, чтобы решать реальные проблемы людей.
Надежда ИВАНОВА, директор Лесной средней школы:
– Ни для кого не секрет, что полномочий у поселений много, а денег в казне негусто. Общий бюджет в какой-то мере решает этот вопрос. Вообще-то центральное село и окрестные деревни уже давно живут общей жизнью: деревенские дети учатся в Лесной средней школе, на праздники собирается весь район, у кого-то родители в деревне, у кого-то друзья в Лесном. Так что объединение, по сути, только закрепит уже сложившиеся добрососедские отношения официально.