Как поступление доходов в областной бюджет, так и его расходная часть зависят от налогооблагаемой базы нашего региона. Рост или снижение налогооблагаемой базы, в свою очередь, напрямую зависят от объемов производства. По сравнению с первым полугодием прошлого года объем производства у нас увеличился на 14,9 процента. Естественно, что это не могло не сказаться на доходах консолидированного бюджета области, бюджетов муниципальных образований и собственно областного бюджета.
Сегодня уже можно подвести некоторые итоги исполнения бюджета за первые семь месяцев 2010 года. Так, в консолидированный бюджет области при годовом плане 43,9 миллиарда рублей за январь-июль всего поступило доходов 27,5 миллиарда. Это составляет 62 процента при норме 58,3 процента, то есть мы идем с опережением. По налоговым и неналоговым доходам поступления составили 20,6 миллиарда рублей, или 59,4 процента к плану. С опережением идут и безвозмездные поступления из федерального бюджета – 72,7 процента к утвержденной сумме. По отдельным налогам, правда, можно говорить об отставании от плана. Среди них налог на имущество физических лиц и земельный налог от физических лиц. Пока не выполнены бюджетные назначения по выручке от реализации муниципального и областного имущества.
Расходы консолидированного бюджета исполняются с отставанием от доходной части и составляют 44,3 процента к плану. Это говорит о том, что финансирование отдельных отраслей расходится с бюджетными назначениями. Это происходит в ряде случаев в результате неорганизованности в оформлении документации, принятии решений, распоряжений и по ряду других причин. Недофинансированы за семь месяцев текущего года такие отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство и культура. В ЖКХ еще есть возможность полного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, поскольку идет подготовка к отопительному сезону, предстоят существенные расходы на исходе третьего и в четвертом квартале. В сфере же культуры необходимо усиление деятельности соответствующего департамента по полному проведению предусмотренных мероприятий.
Исполнение областного бюджета за семь месяцев составило 65,8 процента к прогнозу, а к уровню соответствующего периода прошлого года – 103,2 процента. Налоговые и неналоговые поступления при плане 23,2 миллиарда рублей составили 14,6 миллиарда. Это 63 процента к прогнозу и 121,6 процента к соответствующему периоду прошлого года. Как видим, рост объемов производства прямо пропорционально сказался на налоговых поступлениях.
Расходы в областном бюджете также финансируются с отставанием от доходной части и составляют 47 процентов к плану и 97,7 процента к тому же периоду прошлого года. Здесь просматриваются проблемы с финансированием опять же в сфере культуры, а также здравоохранения. В оставшийся период текущего года соответствующим структурам надо активно поработать, чтобы провести все мероприятия, предусмотренные бюджетом.
Есть надежда, что рост объемов производства сохранится как тенденция и в будущем, и это позволит выполнить все бюджетные назначения в целом за год. Важнейшие составляющие налоговых поступлений – налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и акцизы. По сравнению с прошлым годом можно отметить значительное повышение поступлений от налога на прибыль. В организациях в результате кризисных явлений 2009 года стали более рачительно относиться к определению себестоимости своей продукции. В частности, в затраты списываются только обоснованные издержки. Бюджет будущего года также будет формироваться с учетом роста объемов производства, но без фантазий, исходя из той тенденции и динамики, которые складывались в течение последних лет. Безусловно, что бюджет 2011 года, как и 2010 года, будет носить социальную направленность.
Иван РАЙДУР, председатель комитета законодательного собрания тверской области по бюджету и налогам, заслуженный экономист РФ