Осенняя асфальтизация Твери приводит горожан в глубокое возмущение
По осени на областную столицу свалилась небывалая благодать. Из федерального бюджета на асфальтизацию дорог и дворов Твери получено 400 миллионов! В совокупности с выделениями из местных бюджетов сумма зашкаливает за полмиллиарда. Дорожное покрытие осуществляется по проекту партии «Единая Россия». Проект носит гордое название «Новые дороги городов России».
То, что в России в целом и в Твери в частности дороги давным-давно именуются направлениями, широко известно. Имеется историческая подоплека, зарегистрированная в известном изречении про две беды России – дураков и дороги. Высказывание приписывается великому Гоголю и не менее великому Карамзину. Не важно, кто из них автор, главное – мысль актуальна по сей день, когда уже не читают ни Карамзина, ни Гоголя, но так же яростно клянут две российские беды – будто они вечны.
Про состояние тверских дорог можно писать историко-сатирический роман, заканчивающийся вечными вопросами: что делать? кто виноват? Самое интересное, что абсолютно все градоначальники, начиная со старинных, знали ответы на эти жгучие вопросы, но от этого ездить и ходить по дорогам и тротуарам легче не становилось. В последние четверть века (а то и поболе) главной причиной дорожной безысходности называлось отсутствие средств. Нынче жаловаться на их отсутствие неприлично, несмотря на то, что асфальтовые покрытия у нас почему-то в несколько раз дороже, чем в Арабских Эмиратах, которые, как известно, вообще стоят на зыбучих песках.
Теперь даже лицеисты и гимназисты знают, что монополии в любом выгодном деле якобы приходит конец. За получение подряда надо бороться изо всех сил и возможностей, участвуя в конкурсе. Конкурсы проводятся под лозунгом: «Кто предложит дешевле». Такие конкурсы невежи называют аукционами, но там как раз игра идет на повышение, а не наоборот. В нашем благородном деле асфальтизации областной столицы победили аж 23 подрядные организации. Им оказано почетное доверие покрыть 334 объекта, причем под объектом подразумевается иногда несколько дворовых территорий или отрезков улиц. Целых 57 объектов взяло на себя ООО «Главдорстрой» под руководством директора Ары Самвеловича Хачатряна.
ЗАО «Лихославльавтодор» (генеральный директор Задо Усобович Джндоян) тоже достался солидный объем – 33 объекта. Другие подрядные организации взвалили на себя меньшее бремя ответственности. Всего пять объектов у ООО СК «Абсолют», где директорствует депутат городской думы Андрей Владимирович Ригин, которым занимались следственные органы. Еще меньшие задачи у ООО «Твида» (директор Алишер Унгарович Избасаров). В общем – как по русской пословице: кто смел, тот и съел.
Перечень подрядных организаций и сроки выполнения работ не есть великая тайна. Это можно прочесть на сайте Тверской городской думы и узнать, что максимальный срок окончания дорожного покрытия – 31 октября, а минимальный – 26 сентября. «Ремонт дорог идет полным ходом. Сейчас в работе 117 объектов, по 35 – готовность стопроцентная», – сообщает 26 октября пресс-служба городской администрации. Когда будет 100-процентная готовность всех объектов – уму непостижимо. Подрядчики столкнулись с неимоверными трудностями, главная из которых, как и ожидалось, – отсутствие благоприятных климатических условий. Конечно, подрядчикам, как крупным специалистам, известно, что класть асфальт, когда властвует осенняя распутица, вроде как неприлично. Но у нас это традиция, от которой отступать нельзя, да и невыгодно. Когда еще можно освоить федеральные средства в таком объеме, нарушая все мыслимые технологии? Только раз бывает в жизни счастье!
Поглядеть на исполнение счастья охочи заказчик и контролирующие органы. На днях сроки и качество ремонта проверил глава городской администрации Василий Толоко. Другим зорким оком был заместитель руководителя административно-технической инспекции Тверской области Дмитрий Санников. В понедельник они оглядели улицу Ерофеева, которую кроет асфальтом ООО «Сандра» под руководством Андрея Алексеевича Петрова. Контролерам представилась мрачная картина: наличие техники при полном отсутствии рабочих. Оказывается, нет асфальта. Глава администрации отреагировал гневно: «В контракте оговорены сроки – до 1 ноября. Потом лавочка закрывается. По моей информации, вы и в выходные не работали». На это директор «Сандры» заявил, что бригады работают тогда, когда позволяет погода.
То, что она давненько не позволяет и, видимо, не позволит, озвучено не было. Тем не менее к 1 ноября улицу Ерофеева обещано сделать проезжей. До поры до времени. Потому что сопровождающее градоначальника контролирующее лицо обнаружило слабость асфальтового покрытия из-за низкого качества работ. «Уплотнение недостаточное, наверняка весной начнется разрушение асфальта», – строго и печально констатировал заместитель руководителя административно-технической инспекции Дмитрий Санников.
На начало недели в Центральном районе не был сдан ни один объект. К слову, по обнародованному графику улица Ерофеева должна быть закатана в асфальт «Сандрой» еще к 1 октября, когда стояла блестящая погода. График нарушен на целый месяц! «Нам и так приходится „ловить“ погоду. Если подрядчики не выполняют своих обязательств, будем применять жесткие санкции вплоть до разрыва контрактов. У нас есть кем заменить таких подрядчиков», – уверенно сказал глава администрации.
В эти дни администрация города ведет «тотальную ежедневную инспекцию объектов ремонта». Если ситуация не изменится, работы попросту не будут оплачиваться.
Труженики из Средней Азии понятия не имеют ни о тотальной инспекции, ни о сроках, ни даже о названии организации, предоставившей им асфальтовый фронт работ. Во дворе дома, где скромно проживает автор этого опуса, узбеки раскурочили пригодный для использования асфальт в середине сентября, уложить новый должны были к 3 октября. Пока жители вынуждены ходить по щебню, который почему-то разравнивали в сумерках уходящего дня. Краткая беседа с обладателем шанцевого инструмента привела в глубокое уныние. Ответ собеседника, который слабо понимал вопрос, угнетал. Человек понятия не имел ни о каких технологиях. Он и его напарники выполняли то, что им скажет «начальник», который принадлежал к другой нации, но тоже изъяснялся с большим акцентом.
Никакого открытия: дорожных рабочих набирают откуда придется. Поскольку местные в большинстве своем давно повывелись, кадры пополняются из миграционного потока, который, как известно, неиссякаем. Прибывшие из солнечных стран (бывших братских республик) в своих способностях универсальны: они могут быть каменщиками, отделочниками, кровельщиками, дорожными рабочими, хотя у себя на родине в лучшем случае ходили в пастухах или торговали дынями. На безрыбье и рак рыба. На отсутствие элементарной квалификации рабочих руководители подрядных организаций давно закрывают глаза. С плохо говорящими по-русски проще: у них прав меньше, да и запросов тоже. Они не спросят, почему в Мамулине, где дороги укладывали аккуратные немцы с гарантией на 15 лет, надо ломать покрытие и сикось-накось асфальтировать по новой. Они не будут бороться за экономию и бережливость, потому что это никак не сказывается на заработках. Поэтому азиаты-плиточники дают большой отход материала и низкие уроки осеннего качества.
Рабочих рук не хватает в общероссийском масштабе. За них в ответственные моменты – крупных финансовых вливаний – чуть ли не дерутся. Наши подрядные дорожные организации не исключение. У многих из них не хватает элементарных мощностей, чтобы выполнить взятые обязательства. Но запах денег всегда будоражит воображение, заставляя идти на великие дела.
Ситуацию с дорожным покрытием комментирует депутат Государственной Думы, заслуженный строитель России Александр Тягунов:
– Мы
Депутат знает, что говорит. Городское покрытие, несмотря на солидные денежные вливания, критики у тверитян не выдерживает. Тогда стоит ли платить за бессмысленно закатанный асфальт, который в лучшем случае продержится до будущей весны? Доживем –увидим.
Валерий БУРИЛОВ
Фото Юлии Смородовой