3 февраля «Транспорт Верхневолжья» отмечает два года с момента запуска первых автобусов в Твери. К этой дате мы решили вспомнить, какие процессы привели к появлению нового транспортного предприятия и что этому предшествовало.
Сегодня синие автобусы с хорошо узнаваемым силуэтом Старого волжского моста по бортам уже стали привычной частью жизни и внесли свой вклад в чувство тверской идентичности. Это чувство развивается, на него, если можно так выразиться, существует вполне очевидный запрос. Недаром ведь большинство людей предпочитает отслеживать именно местные новости, отвлекаясь на федеральные и мировые лишь по остаточному принципу.
Общественный транспорт в этом плане играет важную роль, хотя бы потому, что регулярно оказывается в центре общественного внимания. Сейчас уже стало забываться, каким было информационное поле до запуска транспортной реформы. А было так: в день проходили две-три новости о ДТП с маршрутками, нелегалами за рулем или видео со скандалами в заляпанных салонах дребезжащих «Газелек».
Как же удалось переломить ситуацию? Лишь в сказках новые порядки устанавливаются росчерком пера. В реальности пришлось выполнять титаническую работу, настолько трудную, что никто из ранее бравшихся не смог ее осилить.
Как все начиналось
Десятилетия на дорогах Твери доминировали полулегальные и опасные маршрутки. Это было настоящее золотое дно, килограммы неучтенной налички ежедневно распределялись между «своими людьми», ниточки тянулись, как это ни прискорбно, во многие властные кабинеты. Где неучтенный капитал, там и криминальные структуры, которые до того обнаглели, что на стоянках маршруток муниципальных инспекторов уже стали встречать бейсбольными битами.
Впрочем, основной массе пассажиров нелегкая судьба муниципальных инспекторов интересна только как криминальный новостной сюжет. А вот вылететь через лобовое стекло или со всего маха удариться о поручень при экстренном торможении не хочется никому. Сейчас это звучит дико, но еще года три назад было удручающей реальностью. Нет, владельцы маршруток не строили зловещих стратегий, как бы посильнее насолить пассажирам. Они лишь выжимали максимальную прибыль. Экономили на техобслуживании подвижного состава, зарплатах водителям, отсюда и сплошные нелегалы за рулем. При этом выставляли им драконовский «план», от чего нелегалы носились как угорелые. Работать иначе система, построенная на принципах дикого капитализма, не могла. Если объявлялся законопослушный коммерсант, он быстро узнавал, что без взятки на маршрут «не зайти». Попытки вскрыть дурнопахнущую схему, как правило, пресекались сожжением машин. «Коллеги по цеху», словно в лихие 90-е, не стеснялись в средствах. Гордиев узел затянулся так сильно, что его необходимо было рубить, а не распутывать.
Сделав отступление, скажем, что до 2016 года похожая ситуация царила и в тверской энергетике. Сфера находилась в частных руках, хозяева и слышать не хотели про амортизацию инфраструктуры и капремонты, а прибыль утекала в офшоры. Тем временем в Твери сотни людей периодически оставались без отопления и горячей воды, и это, к сожалению, тоже было заурядным явлением.
Тому, кто бы взялся исправлять ситуацию, потребовались недюжинная политическая воля и мощный ресурс. Мало кто ожидал, что новый на тот момент губернатор справится с этой амбициозной задачей. Объявленную Игорем Руденей политику консолидации активов в руках государства сперва посчитали не более чем громким заявлением. Однако, когда начались тотальные ремонты, а прорывы теплотрасс прекратились, поутихли даже рьяные интернет-тролли.
После починки энергетики настал черед пассажирских перевозок. Глава региона всегда подчеркивал, что есть сферы, не предназначенные для извлечения прибыли, сферы, где порядок наступит только с приходом государства, и в первую очередь это энергетика и транспорт.
Меняем на лучшее
Но транспортный бизнес все же отдельная песня. Слишком много финансовых ручейков тянулось из этого сектора в самые разные карманы, чтобы вот так одним махом можно было разрушить коррупционную схему. А разрушить ее было необходимо, потому что она угрожала жизням и здоровью граждан. Чего уж говорить про ЕСПБ и льготников – хозяева маршруточного бизнеса и водители их просто игнорировали.
Сопротивление реформе шло на разных уровнях, подспудно в кабинетах чиновников, громогласно – на площадках аффилированных СМИ. Апогеем, который запомнился горожанам, стала «забастовка» маршрутчиков. Впрочем, даже в этот момент не все коммерсанты смогли побороть жадность, и часть все же вышла на линию, рассчитывая на сверхприбыли. Но план парализовать город провалился – синие автобусы уже были в строю. Оглядываясь назад, можно удивиться, как такую сложную систему удалось запустить в столь сжатые сроки.
Один за другим стали подключаться новые маршруты. Более тысячи местных водителей нашли на новом транспортном предприятии официальную работу с конкурентной зарплатой и социальным пакетом. Добавим сюда механиков, кондукторов, административный персонал и увидим, сколько рабочих мест для коренного населения в одночасье появилось в Твери. Из новостных сводок исчезли, о чудо, сообщения о травмированных пассажирах, ведь культура вождения и дисциплина у водителей автобусов на порядок выше, чем у маршрутчиков.
Мобильное приложение «Волга» в реальном времени показывает, где сейчас нужный автобус и через сколько он подъедет на остановку. Пользоваться транспортом могут даже пассажиры, ограниченные в мобильности в силу особенностей здоровья: автобусы, во-первых, низкопольные, во-вторых, оборудованы специальными подъемниками. Оплата по безналу через валидаторы, вся выручка учтена и идет в кассу предприятия. С началом пандемии салоны автобусов стали дезинфицировать перед выходом на линию и по прибытии на конечные остановки. Сегодня все это норма, и мало кому хочется, чтобы прежние времена вернулись.
***
Долго, очень долго ядром региональной идентичности был комплекс провинциальной неполноценности. Дескать, захолустье у нас – дороги в ямах, на теплотрассах прорыв за прорывом, на работу и обратно везет дребезжащая шайтан-арба. Но все меняется. Дороги и теплотрассы капитально чинят, общественный транспорт вполне современный. Да, еще многое предстоит сделать, но и сделано уже немало. Мы учимся любить свой город и свой регион во всем его сложном многообразии, с достоинствами и недостатками, новаторскими проектами и самобытной атмосферой. И если такую сложную сферу, как пассажирские перевозки, удалось сделать современной и цивилизованной, должно хватить сил и на новые задачи.