Но не только этим сельская школа отличается от городских
Для первоклассников 1 сентября прозвенел первый звонок в 581 школе Тверской области. Всего к началу нового учебного года общеобразовательная сеть нашего региона составила 1229 образовательных учреждений, включая общеобразовательные школы, школы-интернаты, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, а также начального и среднего профессионального образования.
В День знаний Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин лично поздравил кимрских школьников и студентов Тверского медицинского колледжа. Первоклассникам он подарил памятные и полезные сувениры: светоотражающие брелочки. В каждой школе звучали слова благодарности спикеру, так как ежегодно Андрей Николаевич из своего депутатского фонда оказывает поддержку школам Кимрского района в приобретении оборудования и мебели.
Приветствуя учащихся, педагогов и родителей, Андрей Епишин напомнил, что нынешний год объявлен в России Годом учителя, и предстоит еще многое сделать для повышения престижа профессии учителя, создания лучших условий для работников образования. Спикер областного парламента вручил Почетные грамоты Законодательного Собрания Тверской области педагогам кимрской гимназии № 2: директору Александру Моисееву, учителю начальных классов Светлане Ногиновой, учителю физики Валентине Радкевич.
Гимназия № 2 города Кимры имеет статус базовой школы, соответственно, является методическим и социокультурным центром в своем микрорайоне. Педагоги активно развивают сотрудничество с Тверским государственным университетом, Международным университетом природы, общества и человека «Дубна». Гимназия поддерживает дружеские связи с образовательными учреждениями немецкого города Корнвестхайма, побратима Кимр. На базе гимназии проводятся ЕГЭ, методические семинары, открытые уроки. За последние годы, особенно после обретения статуса базовой школы, гимназия получила хорошее учебно-методическое оснащение. Что же касается ремонта и благоустройства, то, как и везде в наших школах, комфортные условия в классах в основном создаются усилиями родителей.
Снаружи здание никак не тянет на статус престижной гимназии: разломанный забор, обшарпанные стены навевают грусть и сожаление о том, насколько внешний вид отстает от внутреннего содержания. Впрочем, картина не исключительная для наших городов. Также в обшарпанных зданиях, хотя и разных лет постройки, размещаются и другие кимрские школы, где побывала делегация во главе с Председателем Законодательного Собрания. В школе № 5 многочисленные протечки на потолке
Средняя школа в деревне Титово выглядит лучше всех выше упомянутых. Аккуратно выкрашенный ярко-голубым корпус еще более почтенного возраста (110 лет!) гармонирует с более поздней, тоже добротной, кирпичной пристройкой. Но и здесь проблемы: отопление слабовато, зимой в школе холодно. А здание спортзала признано аварийным семь лет назад и не функционирует. Зато в этом году, как и в других школах области, здесь открылся кабинет здоровья. Полезное нововведение, признают учителя. Правда, ради его открытия пришлось пожертвовать вовсе не лишним учебным кабинетом. Финансирование на ремонт и оснащение легло полностью на плечи муниципалитетов. А возможности у них разные – у сельских поселений, в частности, весьма скромные. В кабинете здоровья, по установленным критериям, должны быть спирометр, ростомер, весы, динамометр, раковина для мытья рук, зеркало, медиапроектор, экран, интерактивная доска, компьютер с Интернетом (скорость Интернета не менее 100 мегабит в секунду). А также библиотечка соответствующей теме литературы. Средства на весы, ростомер, раковину и зеркало еще можно наскрести, а остальное для многих пока только в мечтах. Непонятным остается и то, как будет оплачиваться труд заведующих этими кабинетами: никаких дополнительных ставок или хотя бы полставок педагогам за работу в кабинете здоровья не предусмотрено. Предлагаются надбавки за счет фонда стимулирующих выплат, но в небольших школах это гроши. В общем, как всегда, на энтузиазме.
Чего-чего, а энтузиазма у учителей по-прежнему в избытке. Несмотря на обшарпанные стены и холод в классах, смотрят вдохновенно и радостно на учеников. С горящими глазами говорят о новых книгах для школы, мечтают о бесперебойном Интернете.
Как сказала одна родительница, учителя – поразительные люди. Порой родители со своим чадом справиться не могут, а учителя умудряются управляться с целой толпой таких чад – галдящих, озорных, беспечных. Кстати, к разговору о толпе. Недавно появилась интересная тенденция: городские дети приходят в сельские школы. Так на протяжении нескольких лет происходит в Титовской школе, которая находится рядом с Кимрами. Некоторые заботливые родители стремятся, чтобы их дети учились не в переполненных городских классах, а в спокойной обстановке маленького коллектива, где каждому ребенку обеспечены психологический комфорт, индивидуальный подход в обучении, присмотр в группе продленного дня. К тому же дети изолированы от «прелестей» городских дворов. Как следствие, детям обеспечено качество знаний выше среднего: так, титовские выпускники не получали ни одной двойки за ЕГЭ. Так что не пора ли открывать новые маршруты школьных автобусов: от города – к сельским школам, а не наоборот, как сейчас практикуется? Тем более что с каждым годом все острее ставится вопрос о дефиците мест в городских школах.
В Тверской области за последние несколько лет под знаменем оптимизации была закрыта почти треть школ – больше, чем в любом другом регионе. Шесть лет назад, на начало 2004/2005 учебного года, в нашем регионе было 940 школ, в прошлом году осталось менее 650, в нынешнем – 581. Как бы ни пытались чиновники оправдать это неполноценностью, даже ущербностью образования в сельских малокомплектных школах, практика показывает другое. Не мешало бы нашим реформаторам пролистать хотя бы биографии крупнейших деятелей экономики, политики, науки и культуры – великое множество из них были выпускниками маленьких сельских школ. Понятно, что все эти переделки – следствие скудости средств. Но необходимо иметь в виду, что бедность нынешнего образования при всех зажигательных лозунгах о повышении его качества (за счет энтузиазма, главным образом) вряд ли позволит в будущем преодолеть всеобщую бедность – как в умах и душах, так и во всех материальных сферах.
Марина РУЧКИНА