В России появились дополнительные способы отличить добросовестного продавца от афериста. С января в силу вступили обновленные правила розничной купли-продажи товаров.
Информация представлена на официальном сайте Роспотребнадзора. Там, в числе прочего, прописаны нормы, которыми должны руководствоваться интернет-магазины. Например, характеристики товара, правила эксплуатации, правила продажи, условия доставки и возврата, чеки теперь можно предоставлять в электронной форме. С одной стороны, это избавляет продавцов от «бумажной волокиты». А с другой, если покупатель получит совсем не то, что ожидал, то ему будет проще доказать свою правоту: характеристики заказанного товара – вот они, в телефоне. Ну а если продавец не спешит обозначить эти принципиально важные моменты, это должно настораживать.
Стоит помнить: если вы приобретаете технически сложный товар бытового назначения, мебель, а также мех, текстиль, трикотаж, обувь, животное или растение, а в кассовом чеке (в том числе и электронном) не указано наименование товара, артикул, модель, сорт, нужно потребовать оформления товарного чека, в котором вся эта информация будет конкретизирована.
Изменились и способы доставки товара. Теперь забрать покупку может любой человек, назвавший номер заказа. То есть, спокойно можете поручить эту заботу мужу, жене, маме, брату и даже соседу по общежитию. Впрочем, если речь идет о дорогостоящих товарах, паспорт или доверенность все же потребуют, но этот нюанс теперь указывается в договоре.
Если же покупку по тем или иным причинам пришлось вернуть, новые правила допускают: расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, договором могут быть установлены ситуации, когда покупатель освобожден от оплаты обратной доставки. Что же касается товаров ненадлежащего качества, то их возврат всегда производится за счет продавца.
Подразумевается, что новые правила положительно повлияют на конкуренцию между сервисами.
– Итоговый документ учитывает интересы и потребителей, и бизнеса, – так отозвался о нововведениях президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в своем интервью радио Sputnik. – E-commerce теперь будет работать по новым правилам – обсуждение было долгим и бурным, и мы рады, что итоговый документ получился таким взвешенным, учитывающим интересы и потребителей, и бизнеса. И самое главное – он применим для всех форм онлайн-торговли – для существующих сейчас крупных маркетплейсов, и одностраничных сайтов, и продающих страниц в соцсетях, и возможных будущих пока неизвестных нам форм, которые могут появиться, учитывая стремительное развитие интернет-торговли.
Дмитрий МАЛЫШЕВ