С Евгением Ивановичем Борисовым мы поговорили на открытии Недели тверской книги, где ему – известному писателю, издателю и журналисту – вручили диплом лауреата литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Далеко не первый в его жизни.
– Евгений Иванович, нынешний год для вас начался с получения престижной литературной премии за книгу «Автопортрет на фоне снегопада». О чем она?
– Это сборник из трех повестей и нескольких рассказов о моих современниках, их военной и послевоенной жизни. Герой центральной повести – художник, который спустя 10 лет после окончания школы случайно встречается с тремя своими школьными друзьями на похоронах учительницы математики. Они собираются вместе, вспоминают школьные годы, покойную учительницу. И неожиданно для себя он узнает, что в ее доме все эти годы на стене напротив ее кресла висел его ученический этюд с пробивающимися сквозь снег подснежниками. И она, одинокая, уже больная, смотрела на эту картину, и она придавала ей сил, чтобы прожить еще один день. А он, талантливый и подававший большие надежды художник, вдруг осознал, что расплескал свое дарование на какие-то халтуры, незначимые проекты, но так и не написал свою главную картину, которая обязательно должна быть у каждого живописца. Юношеский этюд вернулся к нему бумерангом, став мотивацией для замысла той самой – главной – картины. И он пишет ее в своем воображении: возле большого дерева, которое посадил его отец возле дома, собираются значимые для него люди: жена, друзья, учительница… У повести открытый конец, читатель так и не знает, написал ли художник эту картину и стала ли она действительно главной. Я оставляю своего героя и своего читателя с мыслью, что каждый в жизни должен довести свое дело до конца, реализовав данный свыше талант. Не надо изменять себе, и все будет в порядке. На обложке этого сборника изображено дерево под снегопадом – как символ человеческой жизни, когда можно расти, а можно опустить ветки, поддавшись силе стихии.
Необратимые перемены
– А вы могли бы в своем творчестве выделить лейтмотив, главную тему?
– Думаю, это тема войны, которая застала меня семилетним в Андреаполе, где отец работал секретарем райкома. Тогда у меня не было чувства надвигающейся трагедии, которое я ощутил уже позже. Вот в этой книге, с который мы начали разговор, там есть воспоминание об этой поре.
Лет пять тому назад я нашел дневники моего отца. Понял, как он тревожился, что не успеет эвакуировать семью из города, к которому приближались немцы. Но он не мог, как секретарь райкома, вывезти нас раньше, чем были бы эвакуированы все остальные. И мы выехали из Андреаполя за два дня до его оккупации. Я помню, как мы ехали в машине, потом на поезде, как бомбили. Наверное, если бы я был взрослее, было бы страшно. Но рядом со мной была мама, и я чувствовал себя под защитой. Однако эти бомбежки стали в моих детских ощущениях символом необратимых перемен в моей жизни. Именно они с годами мобилизовали меня на творческие поиски и осмысление того времени и тех переживаний.
Отец остался в Андреаполе партизанить, был комиссаром отряда. А после освобождения Калинина переехал в областной центр, где работал секретарем обкома партии. Мы эвакуировались далеко в Мордовию и долгое время ничего не знали о судьбе отца, и только много позже вернулись в Калинин. Я воспринимал войну глазами ребенка, который еще не понимал ни усилий моей матери, спасавшей меня, мою старшую сестру, ни тех трудностей, которые пришлось преодолеть отцу, чтобы вернуть нас из эвакуации в Калинин.
Но война всегда прорывалась в моих книгах.
Первый рассказ назывался «Теплые звезды», он был опубликован в газете «Смена», куда я пришел работать в 1958 году. И за этот свой первый опубликованный рассказ в 1960 году получил свою первую премию, которая ушла на нужды родного коллектива.
– Этот первый рассказ был воспоминанием о войне?
– Да, он стал творческим переосмыслением воспоминаний о нашей эвакуации в далекое мордовское село. Голодуха тогда была невероятная, но хозяйка, у которой мы жили, мечтала, что в новогоднюю ночь к ней с фронта на побывку приедет сын. Она уже получила похоронку на мужа, и так верила и надеялась, что в Новый год свершится чудо и сын появится на пороге. Она собрала последние запасы и сварила по-довоенному вкусные щи. Но сын не пришел, не вернулся и потом погиб на фронте, а эти наваристые, душистые щи ели мы, эвакуированные из оккупированного Андреаполя. Эти щи прошли через всю мою жизнь с острым вкусом войны и с запахом надежды на возвращение к мирной жизни.
– У каждого человека, воевавшего или родившегося после Великой Отечественной, свой образ и характер этой войны. Какой он у вас?
– Наверное, я застрял в ощущении мирного жителя, ребенка, в жизнь которого грубо вторглась война. Эта война меня не отпускает до сих пор. Главными героями моих книг о военном и послевоенном времени стали женщины, часто обычные старушки. В них для меня сосредоточилась сила тех материнских чувств, которые я принимал на себя в годы эвакуации, войны. Эти женщины сделали для Победы, думаю, не меньше, чем их сыновья и мужья, воевавшие на фронтах.
Биографическая справка
Заслуженный работник культуры РФ Евгений Иванович Борисов родился 16 марта 1934 года в г. Калинине. Учился в мужской средней школе № 6, по окончании которой в 1952 г. поступил на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института.
Пробовать свои силы в литературном творчестве Е.И. Борисов начал уже во время учебы: 31 декабря 1955 г. в «Учительской газете» появилось его стихотворение «Последняя елка». Кроме того, будучи студентом, он сотрудничал с областными газетами «Калининская правда» и «Смена», где публиковались его стихи, книжные и кинорецензии.
В 1956–57 годы преподавал русский язык и литературу в средней школе № 16 г. Калинина. Затем он около года был инструктором обкома ВЛКСМ, но усиливающаяся тяга к литературному творчеству и постоянное сотрудничество с областной молодежной газетой «Смена» вернули его в журналистику. Работа в «Смене», потом в «Калининской правде», редакторство в Калининском отделении издательства «Московский рабочий».
Рассказы, а затем и повести Е.И. Борисова появлялись не только в местных изданиях, но и на страницах журналов «Юность», «Москва», «Волга», «Театральная жизнь», в центральных газетах «Советская Россия», «Сельская жизнь», в коллективных сборниках «Литературное эхо» (М., 1964), «Мечты и судьбы» (М., 1970), «Мы – молодые» (М., 1971).
В 1967 г. на конкурсе коротких рассказов, который проводился газетой «Калининская правда», был признан лучшим его рассказ «Крик». Рассказ «Стоянка – минута» впоследствии принес Е.И. Борисову победу в аналогичном конкурсе, организованном газетой «Сельская жизнь».
В 1973 году, после выхода в издательстве «Московский рабочий» первой книги «Теплые звезды», Е.И. Борисов был принят в Союз писателей СССР. Затем последовали книги повестей и рассказов «Иду искать» (1979), «Медовые пряники» (1980), «Что было, что будет?» (1982), «Юрьев день» (1989), «Куда мы улетаем?» (1997), «На том берегу» (2004), принесшая прозаику звание лауреата областной литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В 1979 году по повести Е.И. Борисова «Чудачка» на Центральном телевидении был поставлен одноименный спектакль, а в 1980 году киностудия «Молдова-фильм» экранизировала его рассказ «Обычный рейс». Около 10 рассказов писателя переведены на венгерский язык, а рассказ «Крик» был опубликован в журнале «Советская литература» на английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках.
С 1977 года Е.И. Борисов – ответственный секретарь областной писательской организации, на должности которого он проработал более 20 лет. В 1998 году избран председателем правления Тверской писательской организации. Кроме того, Е.И. Борисов входит в состав правления и является секретарем Союза писателей России.
В апреле 1992 года Е.И. Борисов становится директором и главным редактором Тверского областного книжно-журнального издательства (ТОКЖИ), возрожденного по его инициативе и при его непосредственном участии.
В 2001 году Указом Президента России за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами награжден медалью Пушкина. 25 июля 2003 года писатель за многолетний творческий труд и большой вклад в развитие издательского дела распоряжением губернатора Тверской области удостоен высшей региональной награды – почетного знака «Крест святого Михаила Тверского».
Светлана ФИНЕВИЧ