Когда едешь по ровному шоссе, совершенно не думаешь, что было до этой цивилизованной дороги, и уж тем более не представляешь тех, кто ее строил. А люди не жалели своего жизненного ресурса, чтобы эта дорога была сдана в срок и надежной лентой уходила вдаль. В канун профессионального праздника – Дня работника дорожного хозяйства – мы вспоминаем ветеранов этой доблестной службы, которые вытягивали страну из бездорожья, не успев сносить своих военных гимнастерок. Летучая фраза недавних солдат еще дышала грозным временем: «С платформы – в бой». Эти слова до сих пор любит повторять как девиз ветеран отрасли руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин.
Сутки прочь
Тогда, в послевоенные годы, этот девиз на дорожной стройке казался совсем не лишним. Жизнь настоятельно диктовала не только восстанавливать старые пути, но и прокладывать новые. В это трудно поверить, но поездка из Калинина в Осташков занимала около суток, а в Весьегонск – и того больше. По булыжным камням из Кувшинова в Торжок приходилось трястись несколько часов. Что происходило в глубинке, можно только представить. Для слаженной работы в области было создано Управление строительства № 9, куда пришли работать более 300 фронтовиков, офицеров, сержантов, солдат, уволенных в запас. Управление возглавил подполковник Иван Бруй. Вместе с ним трудились фронтовики Василий Долбов, Исаак Виттенберг и многие другие. Чуть позже в коллектив влились Владимир Бортяш и Виталий Лемешко. «Девятка» занималась реконструкцией дороги Москва – Санкт-Петербург, а затем – строительством трассы Москва – Рига, которая соединила все прилегающие к ней райцентры. Многое сделал на посту начальника этой автодороги Николай Измоденов. Это было уже в семидесятых. За первые три года объем строительства при нем вырос в три раза. Удавалось расширять до 50 километров дорожного полотна в год. На всю страну стал известен опыт команды Измоденова по созданию 100-тонных термосов-бункеров. Благодаря им на трассу почти без перерывов поставлялись асфальтобетонные смеси.
Главная суть портрета
В дирекции территориального дорожного фонда Тверской области есть небольшой музей, где можно увидеть портреты тех, кто занимал командные посты в дорожном строительстве послевоенных лет. Фотографии высветили в лицах главную суть: надежность, ответственность, собранность. Именно такими чертами обладали руководитель Максатихинского ДРСУ Алексей Принцев, начальник проектной конторы Иван Соколов, Герой России Николай Сальников, который после службы в Вооруженных силах долгое время работал в аппарате «Автодора», ветеран отрасли Владимир Харичев. Большой вклад в дорожное дело внесли Андрей Смирнов, Алексей Суязов, Мария Суязова, Иван Иванов, Виктор Иванов, Николай Корхов, Георгий Галкин, Арон Храпков, Иван Каменев, Владислав Куринский, Виктор Пименов, Василий Суязов, Михаил Бараховский. Имена, имена – всех назвать невозможно. Но одно совершенно точно: это люди с чувством достоинства и совести. Добрую память оставил о себе Иван Соловьев. Практически все дороги Верхневолжья с 1960 года находились в ведении областного управления строительства и ремонта дорог, которое он возглавлял почти полтора десятилетия. Начальник был жесткий, но справедливый. Качество работ проверял сам. При нем внедрялись новые технологии строительства, развернулась большая стройка производственных баз и жилья для дорожников. Когда он вручал своим работникам ключи от квартир, его лицо светилось счастьем. Первым руководителем ДСУ № 1, отвечающим за содержание дорог, был Иосиф Бараховский. Он тоже оперативно, по-военному решал все злободневные вопросы. Нет щебня и битума? Будет. Если в ночную смену сломалась машина, рабочие знали, что уже утром она будет снова работать. Но все это достигалось большим напряжением сил, когда трудовой день мог перейти за полночь. Не зря же у дорожников была шутка: «У нас 7-часовой рабочий день – начинается в 7 утра и заканчивается после 7 вечера».
Это сегодня дорожная отрасль имеет спецтехнику со встроенной компьютерной системой управления. Но даже и с ней в современных условиях физического труда хватает. А что говорить о тех годах, когда страна ценой неимоверных усилий залечивала раны войны? И конная тяга была в ходу, и тяжести приходилось поднимать неимоверные. В 1965 году проверяющие писали о состоянии дел в дорожном хозяйстве Максатихинского района: «Из техники на участке имеется всего лишь одна автомашина ГАЗ-51 и прицепной грейдер Д-20». В таких условиях повсеместно выручали смекалка и рационализаторские навыки.
Уходит за горизонт
Может быть, кому-то в масштабах области покажется скромным годовой показатель: 25 километров вновь построенных дорог. Но в пятидесятые годы можно было гордиться таким результатом. А длина капитально отремонтированных дорог составляла по региону от 400 до 500 километров. Уже к концу 1956 года дороги с твердым покрытием уходили за горизонт в общей длине на 2,2 тысячи километров. Трудно описать радость жителей окрестных сел и деревень, когда к ним впервые приходил рейсовый автобус. Но основная дорожная сеть Тверского региона была создана уже в 70-е годы. Достижения этого периода таковы: «К концу 1975 года протяженность автодорог общего пользования в области достигла 10 тысяч километров. Из них дороги с твердым покрытием составляли 7,1 тысячи километров. Еще через пять лет дорожная сеть Верхневолжья увеличилась на 300 километров». И каждый такой километр до сих пор чувствуют ветераны: Николай Курочкин, Илья Меренский, Владимир Бортяш, Леонид Бронюк, Михаил Зорин, Сергей Казаков, Анатолий Прокофьев, Михаил Шадынин, Юрий Небольсин, Вячеслав Суязов, Владимир Морев, Дмитрий Анастасиади, Антонина Куринская, Абрек Валиев, Анатолий Владимиров, Анатолий Шустович, Сергей Михалков, Петр Балашов, Леонид Бронюк, Рафаэль Мавзютов. Это недавняя наша история, но ветром времени ее уносит все дальше. Но благодаря тому, что в лучших коллективах помнят свои начала и не забывают ветеранов, сохраняется связующая нить поколений. Достойно продолжают дело Алексей Небольсин и Владимир Фотелидзе, а также другие дорожники.
Татьяна ГЕОРГИЕВА
Дорогие мои коллеги, поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работника дорожного хозяйства!
Ваша работа – заметна каждому. Но чаще всего только в праздники вы слышите слова благодарности. Без вас не развивалась бы транспортная сеть региона. А это главная составляющая экономического развития. Хорошие дороги важны всем: и инвестору, и простому человеку. С дорожников большой спрос. Поэтому в профессиональный праздник желаю здоровья, позитивного настроя и всегда находить время для своих близких. Уверен, что сейчас, когда в стране воплощается в жизнь национальный проект «Безопасные дороги», у вас будут всегда заказы. Мы же, ветераны отрасли, всегда готовы поделиться с вами своими знаниями и опытом.
Владимир ШЕИН, руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области