Отопительный сезон в Осташкове: обойдется ли на этот раз без неприятных сюрпризов?
Нынешний отопительный сезон в Осташкове начался вовремя, что не могло не обрадовать жителей, страдавших от холода на протяжении последних лет. Однако радость пришла далеко не в каждый дом. Старая часть города по сей день покрыта разрытиями, и отопления с горячей водой в старой части города тоже нет.
Для Осташкова снабжение горячей водой – вопрос жизненной необходимости. В городе не работает ни одна общественная баня. (Это при том, что неблагоустроенные многоквартирные дома и частный сектор занимают значительную часть всего городского жилого фонда.) Все функции по помыву граждан взяла на себя находящаяся на самой окраине города баня железнодорожной станции, пропускная способность которой 20 человек в час. Городскую же баню закрыли под видом капитального ремонта, а затем продали в частные руки. Торговый центр «Орион», возникший на месте бани, открылся через считанные месяцы после… косметического ремонта.
В сентябре в город приезжал заместитель Губернатора Павел Поляк, вместе с ним прибыли представители Региональной энергетической комиссии (РЭК) и областного департамента ЖКХ. Прошла встреча с местным советом ветеранов. Обсуждалось решение социальных и коммунальных проблем при подготовке к отопительному сезону. Жители, которые замерзали в своих домах прошлой зимой, когда не работали школы и детские сады, хотели получить от областной власти какие-то гарантии, что ужасы прошлого не повторятся. Заместитель Губернатора заверил, что в этом году он лично курирует осташковские коммунальные проблемы, что нынче в Осташкове дела в целом идут неплохо (лучше, чем во многих других муниципалитетах) и что можно надеяться: через год-два проблемы прохождения отопительного сезона в Осташкове будут окончательно решены.
Но, как говорит участник этой встречи, член совета городской общественности и председатель специально созданной комиссии по коммунальным вопросам Сергей Карпов, до сих пор остаются крайне беспокоящие общественность вопросы. И вопросы эти еще более обострились с начавшимся отопительным сезоном.
Пожалуй, самый больной вопрос – тарифы на тепло. В Осташкове они одни из самых высоких в области. И вот какая несуразность: с приходом в Осташков «голубого топлива» тарифы не только не снизились, но даже возросли. Об этом на совете общественности задавали вопросы заместителю главы администрации района Валерию Мамунову, на что тот ответил не таясь:
– Да, газ пришел. Дешевле не стало. Необходимо вернуть вложенные инвестиции. Их погашение займет семь лет. Лишь после этого можно будет рассчитывать на снижение тарифов.
Семь лет – срок немалый. Тем более если иметь в виду, что осташи в нынешнем году платили за отопление и в летние месяцы: по 27,27 рубля с квадратного метра жилой площади. Чтобы не сделать оплату за тепло в течение отопительного сезона совсем уж неподъемной, жителям начисляют за него «равномерно» в течение всего года. То есть рубят хвост собаке не сразу, а частями, чтобы не так больно было.
В районе действуют целых пять теплоснабжающих организаций. В их числе ООО «Тверьэнергогаз», являющееся одной из организаций системы «Газпрома». Оно осуществляет на территории Осташкова некую инвестиционную программу по развитию городских систем теплоснабжения на 2010–2015 годы. Что конкретно делается, рассказывает Сергей Карпов:
– Сегодня в Осташкове «Тверьэнергогаз» проводит частичную перекладку тепловых сетей, называя это реконструкцией, а также установку газовых котельных. На проведение работ привлечены инвестиции, и расходы эти в итоге ложатся на кошельки жителей в виде увеличения тарифов, что остро беспокоит горожан. Но в этой связи возникает серьезный инженерно-технический вопрос: прежде чем приступить к «переделкам», по всей видимости, нужно было провести аудиторское обследование и разработать проект оптимизации отопительных систем города. Очевидно, что этого не было сделано. Такой вывод напрашивается, поскольку на территории города существует некоторое количество больших и малых котельных. Две из них: Осташковского кожзавода и котельная № 6 – по мощности полностью, и даже с двойным запасом перекрывают потребности города в тепле. Но, несмотря на этот бесспорный факт, гидравлический и теплофикационный обсчет сетей не проводился, установка новых газовых котельных и реконструкция сетей идет по старым схемам теплоснабжения. В результате фактические затраты на строительство и «реконструкцию» в разы превышают необходимые. А в нашем городе дорогое тепло, высокие тарифы и непродуманные инвестиции. После чего, надо полагать, частные компании, которые будут снабжать город теплом, начнут считать расходы, выяснят, что эффективность очень низкая, поскольку тепловое хозяйство непомерно большое, что технически не обосновано. И тогда появится необходимость настоящей реконструкции теплофикационных систем. И вновь это отразится на тарифах, – с нескрываемой горечью заметил Сергей Карпов.
Такой подход, к сожалению, все больше дискредитирует в принципе хорошее дело: инвестиции в систему жизнеобеспечения населения. Председатель собрания депутатов Осташковского района Михаил Тузов уже обращался к руководству ООО «Тверьэнергогаз» с просьбой увеличить срок реализации вышеназванной инвестиционной программы с шести до десяти лет, что, по его мнению, должно снизить социальную напряженность среди населения в условиях кризиса. Но получил отказ за подписью первого заместителя генерального директора ООО «Тверьэнергогаз» Александра Мосиевского. Вернее, не совсем отказ, а отказ в такой «деликатной» форме: «Внутренними корпоративными документами организаций системы „Газпром“, к которым относится и ООО „Тверьэнергогаз“, предусмотрены сроки возврата инвестиций до 6 лет, и согласие на увеличение этого срока до 8 лет является проявлением доброй воли, которое, надеемся, будет оценено депутатами собрания депутатов „Осташковский район“ Тверской области».
Из этого следует понимать, что сама инвестиционная программа при ее принятии миновала депутатский корпус, иначе зачем тогда главе собрания депутатов испрашивать позволение на продление сроков? Логично было бы предположить, что сама программа должна была прежде пройти общественное обсуждение, быть принята депутатами со всеми необходимыми поправками и только после этого доводиться до граждан в виде увеличения тарифов. И почему как только какая-то новая теплоснабжающая организация появляется на территории Тверской области, она сразу же начинает добиваться принятия собственной инвестиционной программы, львиная доля финансирования которой ложится на плечи граждан? Тут следует еще иметь в виду, что со второй половины 2010 года все функции по нормативно-тарифной политике передаются из муниципалитетов на уровень РЭК. Так что по закону все вопросы по реконструкции теплоснабжения Осташкова должны в обязательном порядке пройти технико-экономическую экспертизу, войти в разработанную на местном уровне инвестиционную программу, и только после этого инвестиционная программа должна быть представлена в РЭК для включения в тариф в качестве инвестиционной составляющей.
Тем временем, сообщают из Осташкова, там, где появилась новая газовая котельная, ведется демонтаж мазутной котельной № 6, все ее оборудование приводится в нерабочее состояние. Находящееся в рабочем состоянии мазутное оборудование вывозится с котельной, вместо того чтобы оставить его и держать в холодном резерве. Ведь наличие резервного топлива как непреложное требование никто пока не отменял.
Светлана ИВАНОВА