Развитие дорожной сети в Тверской области планируют на пятилетку вперед. Есть только две государственные программы с таким горизонтом планирования – газификация и дорожное строительство. На заседании областного правительства 12 декабря обсуждали, какие дороги будут построены в Верхневолжье до 2028 года.
По плотности дорожной сети Тверская область занимает первое место в ЦФО, опережая даже Московскую область. У нас больше 10 тысяч километров дорог (для сравнения: в Тульской и Калужской областях общая протяженность дорог вдвое меньше). Это потому что площадь региона большая, а дороги ведут и в самые отдаленные уголки. К тому же мы – транзитный регион, прошитый тремя федеральными трассами, не говоря уже о множестве «стыковочных» магистралей с соседними регионами.
За последние годы у нас практически произошла революция в дорожном хозяйстве. Было введено понятие «опорная сеть», внедрены стандарты ремонта и содержания автомобильных дорог. Конечно, главным драйвером развития дорожной сети стал нацпроект «Безопасные качественные автомобильные дороги», запущенный в 2017 году. Играет роль и концептуальный подход к ремонту: дороги в порядок приводят протяженными участками, в первую очередь ведут их к туристическим достопримечательностям, социальным объектам, инвестиционным площадкам. Каждый объект дорожного строительства обоснован теми или иными государственными и экономическими интересами.
Планы
Если в 2016 году было отремонтировано 155 км, то в 2023-м привели в порядок больше 670 км дорог. За восемь лет в общей сумме сделали качественными 2385 км дорог регионального значения.
В ближайшие два года продолжится строительство главных объектов региональной дорожной программы. Это проект Западного моста в Твери, как самого мостового сооружения через Волгу, так и путепроводов через железнодорожные пути на улице Фрунзе и на Горбатке. Это подъездное шоссе к порту «Завидово» и огромная транспортная развязка в Конаковском округе. Это дорога к заводу компьютерной техники «Аквариус» в Калининском округе.
Есть в программе и ремонты, причем крупные объекты делают поэтапно. Скажем, ремонт дороги из Западной Двины в Жарковский рассчитан на четыре года, там надо сделать почти 50 км полотна. Дорогу в направлении Сергиева Посада через Калязин и Рыбинск будут ремонтировать еще два года, в итоге получим магистраль, связывающую Московскую, Тверскую, Ярославскую и Вологодскую области.
В следующем году начнется строительство 10 новых объектов. В том числе «вылетные» магистрали в Твери – на Московском шоссе, а также в сторону Бежецка и Кимр. Есть в плане и участок съезда с Рижской трассы в сторону Ржева с расширением дорожного полотна.
Всего в дорожной программе следующего года 45 объектов – участки дорог, развязки, подъезды к учреждениям. Еще 40 объектов составили так называемый «лист ожидания», они будут внесены в дорожную программу, как только в бюджете появятся дополнительные доходы.
В регионе продолжится строительство качественных подъездных путей к медицинским учреждениям и школам.
Перекресток с интеллектом
Само собой, в дорожную программу включают мероприятия по содержанию дорог, повышению их безопасности. В Твери активно внедряют так называемые «интеллектуальные транспортные системы», по-простому: «умные светофоры». Это проект инновационный, позволяющий автоматизировать процессы управления дорожным движением. Специальные детекторы в дорожном полотне определяют плотность транспортного потока и соответственно переключают светофоры.
Федеральное правительство включило Тверскую область в число регионов, которые получат дополнительное финансирование по этой программе. Планируется модернизировать еще около 30 светофоров, а также смонтировать метеостанцию. Системы внедряют на основных транспортных артериях города, самых загруженных – на Московском и Петербургском шоссе, проспектах Калинина, Октябрьском и Волоколамском проспектах, улицах Орджоникидзе, Новоторжской, Академика Туполева и других.
Не исключено, что в следующем году «умные перекрестки» появятся и в других городах Тверской области. Первым из них станет Ржев.
– Строительство и капитальный ремонт дорог в регионе вышли на новый уровень. За восемь лет ежегодный объем дорожных работ вырос более чем в четыре раза. Говоря о развитии муниципалитетов, следует помнить: какие бы они ни были – удаленные или малочисленные – важно обеспечить транспортную доступность районных центров и школ, социальных учреждений, — отметил губернатор Игорь Руденя.