К 120-летию Героя Советского Союза, нашего земляка Михаила Михайловича Громова (1899–1985)
В поселке Мигалово нашего областного центра главная улица носит имя Михаила Михайловича Громова, что вовсе не случайно. Это не просто дань уважения великому летчику, но и память о земляке-тверитянине. Вспомним же вехи героической жизни.
Михаил Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери в семье военного врача. Он дворянин, и это обстоятельство в 1920–1930-е годы, мягко говоря, не способствовало научной и военной карьере. Детство и юность он провел в Калуге, Ржеве и поселке Лосиноостровском, находящемся сейчас в черте Москвы.
Учеба в Тверском реальном училище давалась юноше легко. Кроме того, у него обнаружились способности к рисованию и музыке, которую преподавал будущий создатель ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор музыки Гимна СССР и Российской Федерации Александр Васильевич Александров. Предметом особого увлечения юноши стали спорт и авиамоделизм.
Недаром Михаил продолжил образование, поступив в Московское высшее техническое училище, где преподавал академик Николай Егорович Жуковский, создавший здесь аэрогидродинамическую лабораторию. Но и этого показалось мало пытливому студенту. Он поступил на Теоретические курсы авиации, где работала лучшая профессура в этой сфере во главе с тем же Жуковским. Практические навыки Михаил Громов получил в Центральной московской школе авиации, осваивая пилотирование самолета «Фарман-IV». Его мастерство было столь очевидным, что после окончания школы он был оставлен в ней инструктором.
Во время Гражданской войны Громов руководил группой боевого применения, осваивал новые для того времени типы самолетов, использовавшиеся в боевых целях. Поразительная дисциплинированность и целеустремленность позволила ему выкраивать время и на серьезные занятия спортом. В 1923 году он даже стал первым чемпионом Советского Союза по тяжелой атлетике!
В 1924 году Михаил Михайлович перешел на службу в святая святых отечественной авиации – Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. Его пригласил испытывать самолеты сам Андрей Николаевич Туполев, кстати, кимряк по рождению и выпускник Тверской мужской классической гимназии. Через год Громов принял участие в групповом перелете в Китай и Японию, на следующий год – в полете, включившем столицы европейских государств: Берлин, Париж, Рим, Варшаву. С этого времени его, с легкой руки французских пилотов-ветеранов, стали называть «летчик № 1», и этот неофициальный титул сохранился за ним на всю жизнь.
Судьба испытывала Громова на мастерство и мужество многократно. Так, при испытаниях истребителя И-1 его самолет вошел в плоский штопор, и отважному летчику пришлось спускаться на парашюте. Это был первый в СССР случай спасения пилота с парашютом. Михаил Михайлович первым поднял в небо знаменитые самолеты У-2 и И-3 конструкции Николая Поликарпова. Трудно в это поверить, но он испытал практически все (!) самолеты, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Туполева. Громов также совершил несколько перелетов по территории СССР и за рубежом на АНТ-9, испытал истребитель И-4 и 4-моторный бомбардировщик ТБ-3.
В начале 1930-х годов в СССР в обстановке полной секретности начались работы по созданию специального самолета для установления мирового рекорда дальности полета – АНТ-25. 22 июня 1933 года под управлением Громова состоялся первый полет опытного экземпляра самолета. По оценке пилота, самолет оказался устойчивым и простым в управлении. С конца июня 1934 года первый экипаж в составе Громова, Филина и Спирина начал выполнять дальние испытательные полеты с целью проверки возможностей доработанного второго опытного самолета АНТ-25. 10–12 сентября экипаж совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту – 12411 км за 75 часов. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту держался много лет.
28 сентября 1934 года летчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 8.
На следующий год Громов испытал уникальный 8-моторный самолет АНТ-20 («Максим Горький»).
Знаменитый экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил 18 июня 1937 года известный перелет через Северный полюс, приземлившись в Ванкувере. Поскольку рекорд дальности полета по прямой при этом не был побит, Советское правительство направило 12 июля с той же задачей на другом самолете АНТ-25 экипаж в составе командира корабля Михаила Громова, второго пилота Андрея Юмашева и штурмана Сергея Данилина. Громов готовил полет предельно тщательно, просчитав все возможные ситуации. Для облегчения веса самолета и максимальной заправки горючим частично даже срезали головки винтов!
И рекорд дальности был установлен. Самолет «летчика № 1» приземлился в городе Сан-Джасинто на юге США, близ мексиканской границы. Громов сказал незадолго до своей смерти в разговоре с поэтом и летчиком Феликсом Чуевым: «Горючего хватило бы и до Панамы, и мы запросили разрешения сесть в Южной Америке, но Сталин ответил: «Садитесь в США. Дикари нам не нужны». Мы и сели в США на границе с Мексикой и доказали, что летаем не хуже других».
Американцы потом просили для музея громовский самолет, но его, к сожалению, нет. После знаменитого перелета его доставили на пароходе на родину, привезли на учебный полигон, и летчики упражнялись, ведя по нему стрельбу и бомбометание.
Участники перелета удостоились звания Героев Советского Союза. Международная федерация авиации наградила их высшей степенью отличия – медалью де Лаво «За лучшее авиационное достижение 1937 года». Следующим советским летчиком, получившим эту награду, стал космонавт-1 Юрий Гагарин.
Отважному летчику Громову было присвоено ученое звание профессора «по технической эксплуатации самолетов и моторов» и воинское звание комбрига.
Весной 1941 года в СССР был создан Летно-исследовательский институт, и его первым начальником стал Михаил Громов (ныне Государственный научный центр РФ носит его имя). В 1942 году он перешел в действующую армию, командовал 31-й смешанной авиадивизией, Военно-воздушными силами Калининского фронта, 3-й и 1-й воздушными армиями.
3-я воздушная армия была сформирована 6 мая 1942 года на базе ВВС Калининского фронта в составе шести дивизий. Штаб армии дислоцировался в деревне Кошуево северо-восточнее Калинина. 2 июля началась оборонительная операция войск Калининского фронта против перешедшей в наступление 9-й армии генерала Моделя в районе города Белого. Авиационные части и соединения 3-й воздушной армии оказывали постоянную поддержку нашим оборонявшимся войскам, уделяя особое внимание уничтожению подходивших резервов. Летчики 451-го штурмового авиаполка делали по два-три вылета в день, уничтожили и повредили 60 танков.
С 30 июля по 6 сентября войска Калининского и Западного фронтов проводили Первую Ржевско-Сычевскую наступательную операцию с целью разгрома группировки противника и отвлечения части его резервов с южного направления, а также облегчения условий борьбы советских войск на сталинградском и кавказском направлениях. В этой операции воздушная армия принимала активное участие. К началу операции 3я воздушная армия была усилена двумя дивизиями и полком ночных бомбардировщиков. Ранним утром 30 июля 1942 года группы бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей нанесли мощные удары по оборонявшимся войскам противника, обеспечивая начало наступательной операции двух фронтов. В дальнейшем 3-я воздушная армия содействовала войскам Калининского и Западного фронтов в проведении наступательной операции на всем ее протяжении. В ходе наступления противнику был нанесен значительный урон, в том числе сбито 274 вражеских самолета.
В период с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года войска Калининского фронта проводили Великолукскую наступательную операцию. В ее ходе была разгромлена группировка противника в районе Великих Лук, освобожден этот древний город и скованы значительные силы противника, которые он не смог использовать на других участках советско-германского фронта. В ходе Второй Ржевско-Сычевской наступательной операции, проводимой одновременно с Великолукской, войска Калининского фронта, взаимодействуя с войсками Западного фронта, не сумели добиться успеха.
Наконец, в ходе Второй Ржевско-Вяземской наступательной операции Западного и Калининского фронтов, проводившейся 2–23 марта 1943 года, был ликвидирован Ржевско-Вяземский плацдарм, линия фронта отодвинута от Москвы на 130–160 км, освобождены Ржев, Оленино, Гжатск, Вязьма и Белый. В этой операции 3-я воздушная армия генерала Михаила Громова оказала большую помощь наземным войскам, хотя в связи со сложными метеорологическими условиями боевая деятельность авиации была ограничена. В это время также велась большая работа по обеспечению партизан. 26 мая 1943 года генерал-лейтенант авиация Михаил Громов был назначен командующим 1-й воздушной армией. За умелое руководство французскими летчиками эскадрильи «Нормандия», входившей в состав этой армии, правительство Франции удостоило его высшей награды страны – Командорского ордена Почетного легиона.
Войну Громов заканчивал в звании генерал-полковника на высокой должности заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке фронтовой авиации.
В конце 1940-х годов Громов вернулся в науку и производство, став начальником Управления летной службы Министерства авиационной промышленности. В течение многих лет он руководил всеми летно-испытательными подразделениями институтов и заводов отечественной авиапромышленности, создал уникальное учебное заведение – Школу летчиков-испытателей, набор курсантов в которую проводился неизменно при участии Михаила Михайловича.
Авторитет Громова был необыкновенно высок в летном братстве и держался на его реальных качествах руководителя, аса, человека. 22 января 1985 года «летчика № 1» не стало. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве.
В столетний юбилей великого летчика во Дворце культуры Центрального аэрогидродинамического института в городе Жуковском прошло торжественное заседание, посвященное его памяти. Выступали ветераны отечественной авиации, космонавты, молодые летчики-испытатели. В концерте принял участие Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова (учитель и ученик как бы встретились вновь). На одном из корпусов Летно-исследовательского института, в котором работал Громов, а также на доме в Москве, где он жил, открыты мемориальные доски. Его именем названы улица в Москве и площадь в городе Жуковском. Полет в вечность продолжается, теперь уже – в благодарной людской памяти.
Тем более поразительными кажутся слова великого летчика, сказанные на 85-летнем юбилее, когда его спросили, как бы он прожил свою жизнь вновь: «Я бы занялся более творческим делом, ибо в авиации я не развил всех своих способностей».
Михаил СЛАВИН