«Инвестиционное гостеприимство» – так в двух словах можно сформулировать основной подход Тверской области к работе с инвесторами. Но это определение включает в себя очень многое. Чтобы в регион пришли деньги, нужен ряд условий. Хорошие дороги и развитая инфраструктура, беспроблемное подключение к энергосетям и льготы при предоставлении земельных участков, перспективные кадры и приемлемые тарифы. Все, что не только привлекает инвесторов, но и работает на благо жителей.
Кроме того, один из плюсов к инвестиционной привлекательности региона – система эффективных налоговых преференций. Режим благоприятствования для предприятий, которые обеспечат жителей региона рабочими местами и будут налоговыми резидентами Тверской области, уже создан, и зона его действия продолжает расширяться. Дополнительные гарантии и субсидии по кредитам на развитие производства – тоже важная тема. Точнее, развитие темы: уже сейчас предприниматели, работающие в регионе, могут получить компенсацию по кредитам, взятым в российских банках на реализацию инвестиционных проектов.
Как правило, потенциального инвестора нужно заинтересовать. А интерес у него появляется тогда, когда он видит потенциал будущего бизнес-партнера. И правильно подать себя – половина успеха. Поэтому очень важно было грамотно, ярко и доступно презентовать уже реализуемые проекты. В том числе в сфере туризма, на которую область сейчас делает серьезную ставку.
Вариантов экскурсий у нас сейчас действительно очень много. Мы готовы прокатить с ветерком любых гостей. По региону и не только. Как рассказал индивидуальный предприниматель из Твери Дмитрий Васильев, занимающийся перевозками, его автотранспортное предприятие возит туристов в Торжок, Старицу, Осташков, Кашин, Калязин, Москву, Ярославль, Белоруссию, Прибалтику – все зависит от заказов турфирмы.
– Конечно, на наших автобусах ездят и дети. А сейчас по закону транспорт, осуществляющий такие перевозки, должен быть не старше 10 лет, – говорит Дмитрий Анатольевич. – Поэтому нужно обновлять автопарк.
В ИП 13 автобусов. Последний, на 53 пассажирских места, был приобретен совсем недавно, цена вопроса – 9 млн рублей. Понятно, что для предпринимателя это серьезные траты. Но регион помогает их возместить – по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» из областного бюджета выделяются специальные субсидии. Получил такую выплату в размере 900 тыс. рублей и Дмитрий Васильев.
Это лишь одна из многочисленных мер поддержки, которые получают сегодня в Верхневолжье предприниматели. Недавно по инициативе губернатора были приняты новые региональные законы по созданию благоприятных условий для бизнеса.
– Эти меры дадут дополнительный экономический эффект, позволят увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса по разным отраслям, – считает Игорь Руденя. – Приоритетными для нас являются сельское хозяйство, туристическая отрасль, промышленность, лесообработка и лесозаготовка.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории региона, размер налоговой ставки снижен с 6% до 3% (при условии, если объектом налогообложения являются доходы), и с 15% до 7,5% (если объект – доходы, уменьшенные на величину расходов). Закон распространяется на 40 видов предпринимательской деятельности.
В сфере IT пониженные налоговые ставки устанавливаются в размере 1,5% и 5% соответственно. Аналогичные меры по уменьшению стоимости патента приняты для предприятий отрасли, работающих по патентной системе налогообложения, – за счет изменений в региональный закон «О патентной системе налогообложения в Тверской области».
К 2024 году в регионе планируется на 10% увеличить количество предприятий – с 47,4 до 52,2 тыс., занятых на них жителей Верхневолжья – на 20%, со 176 тысяч до 211 тыс. человек. В целом на реализацию в Тверской области нацпроекта в 2019-м заложено более 423 млн рублей.
Свыше 43 из них в этом году будет направлено на развитие экспортно-ориентированного бизнеса. В первую очередь, это помощь в участии в российских и международных бизнес-выставках, организация бизнес-миссий в другие страны. Более 20 млн – на поддержку малого и среднего бизнеса в моногородах, 72 млн – на развитие центра «Мой бизнес», где предприниматели могут получить практически любые госуслуги по принципу «одного окна», консультации, пройти обучение, подать заявки на получение господдержки и т.д.
Павел БОГДАНОВ