Мы продолжаем проект «Тверские профессии». Сегодня речь пойдет о подготовке кадров для здравоохранения. Ведь качественная медицина в любой точке области — важнейшее условие развитие территории. И, прямо скажем, залог нашей с вами безопасности и долгой жизни.
— Важно обеспечить в больницах и поликлиниках региона качественное медицинское обслуживание, а это возможно лишь тогда, когда есть современные учреждения, оборудование и грамотный персонал, – отметил на одном из недавних заседаний областного правительства губернатор Игорь Руденя. Также он подчеркнул: наша задача – оставить в регионе как можно больше молодых специалистов
В аудиториях — отличники
Итак, мы направляемся в Тверской медицинский колледж, который по праву считается одним из самых востребованных учебных заведений региона. Сюда поступают лучшие из выпускников школ: средний балл аттестата у абитуриентов — значительно выше 4,5, есть и золотые медалисты. Здесь обучают медсестер и фельдшеров, так необходимых Верхневолжью.
-Наш колледж — самое крупное образовательное учреждение, которое готовит медицинские кадры для Тверской области. К нам идут самые лучшие, самые заинтересованные ребята, которые хотят работать в здравоохранении. И за время учебы мы стараемся дать им ясное представление, где и как они могут трудиться. Наши студенты знакомятся со всеми базами практики Твери. Это областная клиническая больница, областная детская, больница скорой помощи и другие. За время обучения каждый из студентов понимает, в какую область здравоохранения он может пойти, какое направление ему ближе всего. Рабочее место можно найти на любой характер и любой темперамент, — говорит Надежда Тарасова, заместитель директора колледжа по учебной работе.
Социальный фактор
Тем не менее, дефицит медиков в Верхневолжье существует. И, как говорят эксперты, для закрепления кадров нужна многолетняя работа. Недостаточно предоставить вакансию, надо, чтобы сотрудник был заинтересован именно в ней. И речь не только о финансах. Для представителей самой человечной профессии на первое место выходят другие факторы . Тоже — человеческие.
— Сейчас, когда расширена программа «Земский фельдшер», молодые специалисты могут получить солидные подъемные, надбавки в первые годы работы. И потому для многих выпускников сегодня социальная составляющая стала значимее, чем финансовая. Конечно, ребятам интересно, сколько они будут зарабатывать. Но еще более интересно, смогут ли они получить жилье для семьи, легко ли окажется устроить будущих детей в детский сад и какая поблизости школа. Им нужно ясно представлять себе условия, которые их ожидают в том или ином районе. А значит, необходимо максимальное включение муниципалитетов, обратная связь. Молодой медик должен понимать: его действительно ждут и слышат. У нас есть опыт такого взаимодействия с Торжокским районом. Недавно в колледж приезжали глава муниципалитета Елена Хохлова и главный врач Торжокской ЦРБ Игорь Выжимов. Они встретились с будущими выпускниками, подробно рассказали им об условиях жизни и работы в окрестностях Торжка, озвучили условия, соцгарантии. И несколько наших студентов отправились в Торжокский район на преддипломную практику, с перспективой остаться. Было бы прекрасно наладить подобный диалог и с другими районами, — делится Надежда Тарасова.
Зачет с фантомом
Поступив в колледж, ребята оказываются в атмосфере содружества науки и практики.
– Студенты — ищущий и творческий народ. У них высокий запрос на знания. А значит, мы постоянно осваиваем новые технологии, различные информационные ресурсы, гармонично вплетаем их в учебный процесс. И конечно, работаем в тесном сотрудничестве с лечебными учреждениями, — отмечает Ольга Кулакова, преподаватель высшей категории.
Она знакомит нас с симуляционным центром, показывает новейшее фантомное оборудование.
-Здесь можно демонстрировать все виды медицинских манипуляций, которые должны освоить наши студенты. Вот этот фантом человеческого торса, к примеру, удобно использовать на зачетах. Он интерактивный, к нему можно подключить ноутбук, колонки и задать программу, симулирующую различные патологии сердечно-сосудистой, дыхательной системы, характерные шумы в системе пищеварения. То есть, «смоделировать» признаки того или иного заболевания, чтобы студент «послушал» фантом и дал заключение, — рассказывает преподаватель.
Тренировка на колесах
А если пройти дальше по коридору, можно увидеть практически настоящий реанимобиль — тренажерный модуль скорой помощи на динамической платформе. Этот уникальный тренажер приобретен благодаря губернаторской программе. Здесь имеется полный комплект оборудования, необходимого для спасения жизни — от дефибриллятора до аппарата искуственной вентиляции легких, и три режима движения: «город, межгород, сельская местность». То есть, студенты учатся решать любые задачи (делать уколы, принимать роды, проводить реанимацию) в буквальном смысле слова «на ходу». И при необходимости, готовы повторить это в реальных условиях
Секрет наставника
В медицинском сообществе существует система наставничества. Как отмечают в колледже, это один из самых эффективных способов подготовить настоящего профессионала. Нередко наставниками студентов на практике становятся выпускники прошлых лет. Как, например, Василий Ракитин: он трудится на «Скорой помощи», и уже не одного молодого коллегу «посвятил» в профессию. А параллельно он преподает в колледже медицину катастроф.
— Каждый студент, придя на практику, закрепляется за опытным сотрудником. И тот не просто показывает, как проводить медицинские манипуляции и заполнять карты. Наставничество — это больше, чем передача опыта. Это основа, на которой строится действительно дружный коллектив, живущий по принципам взаимоподдержки. Молодой специалист понимает: что бы ни случилось, он не останется один, ему всегда придут на помощь (собственно, приходить на помощь — наше кредо). И это действительно сильная мотивация, чтобы остаться в профессии, — говорит Василий Ракитин.
Что нужно студенту
А как представляют себе свое будущее сами студенты?
Третьекурсник Даниил Сычев уже трудится в четвертой городской больнице. Сегодня после занятий, он спешит на дежурство.
-Я бы хотел остаться работать в отделении анестезиологии и реанимации. Это направление для меня интереснее всего. Но допускаю и другой вариант развития событий – я живу в Калининском районе, и недавно в моей родной деревне построили новый ФАП. Как минимум, стоит пройти там практику, — рассказывает Даниил.
— Радует, что государство поддерживает молодых медиков. Та же программа «Земский фельдшер» — серьезная помощь, это не только возможность построить свой дом, но и подтверждение, что мы можем чувствовать себя нужными. И когда мы видим, слышим, что в больницу пришло новое оснащение — это тоже стимул. Мы готовы отдавать людям все знания, полученные от наших преподавателей, все умения, которыми с нами щедро делятся наставники. Но мы бы хотели быть уверенными не только в себе, но и в технике, с которой работаем, совершенствовать знания, пользоваться всеми возможностями 21 века, — говорит его однокурсник Андрей Филатов.
У этих ребят хватает энергии и на волонтерскую деятельность. В колледже немало внимания уделяют добровольческим проектам. Так, студенты навещают маленьких пациентов в тверских больницах. Они рассказывают малышам про значимые даты в истории России, обсуждают интересные факты, стараются ободрить и поддержать. А также выезжают в школы и знакомят подростков с приемами оказания первой помощи. Как замечают Андрей и Даниил, интерес детей, да и взрослых, к здоровому образу жизни, к знаниям, которые в экстренной ситуации позволят спасти себя и товарища — тоже сильная мотивация для молодого медика. Это еще один сигнал: ты выбрал правильный путь, люди тебе верят и на тебя надеются.
В Тверской области по нацпроекту «Здравоохранение» продолжается программа модернизации первичного звена медицины. В прошлом году в регионе установили 22 новых ФАПа и 7 врачебных амбулаторий. В этом году планируют построить еще 27 ФАПОВ и 6 амбулаторий – в селах Калининского, Бежецкого, Кувшиновского районов, Вышневолоцкого, Западнодвинского, Зубцовского, Кимрского, Лихославльского, Молоковского, Нелидовского, Оленинского, Осташковского, Пеновского, Ржевского, Старицкого, Торопецкого и Фировского округов. В государственную программу «Здравоохранение Тверской области» внесены изменения, которые позволяют увеличить финансирование на ремонт больниц и поликлиник, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров.