Воскресенье, 16 июня / 16:07

16+
На КАЭС следуют лучшим советским традициям наставничества

На КАЭС следуют лучшим советским традициям наставничества

На КАЭС следуют лучшим советским традициям наставничества

Помогут, объяснят, научат

Согласитесь, что любому молодому человеку после получения образования будет легче освоиться на работе, если там найдется мастер своего дела, который посвятит его в тонкости трудового процесса, поможет теоретические знания по специальности эффективно перевести в практическую плоскость, а если надо, и переучит. Как показывает опыт, институт наставничества особенно важен на высокотехнологичных производствах. Он был прекрасно развит в СССР, однако со временем его начали подзабывать. Но только не на Калининской атомной электростанции. Здесь практика шефства над начинающими работниками сохранялась всегда.

А в последние годы она, можно сказать, выводится на предприятии на еще более высокий уровень. Так, только за 2018­й наставниками на КАЭС стало более 40 опытных специалистов. Один из тех, кто охотно передает опыт молодежи и помогает им быстрее адаптироваться на производстве, – начальник смены турбинного цеха атомной электростанции Дмитрий Потапов. Он рассказал нам, что впервые примерил на себя роль наставника 9 лет назад. С тех пор он обучил семь молодых специалистов.

– Так как я работаю с ними в одном цехе, они все на виду, и могу сказать, что меня радуют их трудовые успехи, приятно осознавать, что мое шефство над ними дало результаты, – говорит Дмитрий Потапов. – Многие из моих воспитанников уже работают ведущими инженерами по управлению турбиной.

В свое время, когда Дмитрий Потапов в 2006 году устроился на КАЭС, постигнуть тонкости производственного процесса и легче влиться в коллектив ему помогал Виктор Иванович Гневашев.

– Он был замечательным учителем, – вспоминает Дмитрий Евгеньевич. – Виктор Иванович передал мне все свои знания, свой опыт. Благодаря его помощи мне удалось пройти путь от машиниста-­обходчика до начальника смены турбинного цеха.

Дмитрий Потапов уверен, что наставничество – это очень полезная практика:

– Молодому работнику, который устраивается на работу после вуза, нелегко осваиваться на производстве. В теории он все представляет, а вот практических навыков нет. Поэтому молодому специалисту необходимо все показать, объяснить, помочь, направить и т.д. Наставник – это в первую очередь пример для подражания и лидер для своих учеников. Не нужно повторять, что работа на атомной станции – это зона повышенной ответственности, поэтому молодой специалист должен понять, как важно следовать принципам культуры безопасности. Сам процесс также очень интересный, особенно когда приходит человек мыслящий и целеустремленный, тогда мы учимся друг у друга.

Как же строит процесс обучения молодых работников сегодня сам Дмитрий Потапов?

– Сначала я знакомлю молодых специалистов с турбинным цехом, с оборудованием, начиная от самых маленьких систем, заканчивая сердцем машзала – турбиной, – отвечает он. – В нашей работе мелочей нет, поэтому молодым специалистам показываю все задвижки, вентили, краны, насосы, трубопроводы, теплообменные аппараты.

Однако лишь к сухой передаче знаний и знакомству с производством наставничество свести нельзя. Здесь важна и психология. 

– Наверное, самое сложное – подобрать ключик к другому человеку, – считает Дмитрий Потапов. – Ведь в первую очередь процесс наставничества – это общение. И успех обучения напрямую зависит от того, найдут ли эти два человека общий язык. Конечно, у каждого разные методы обучения. Я предпочитаю, чтобы работник на практике максимально применял свои навыки. Также всегда рекомендую литературу о производстве, чтобы молодой специалист представлял все нюансы работы атомной станции, знал, какие процессы здесь происходят.

Кстати, как отмечает Дмитрий Евгеньевич, шефство над молодыми специалистами полезно и самому наставнику:

– Роль наставника все время держит в тонусе: я должен постоянно актуализировать свои знания, следить за изменениями на производстве, за новыми тенденциями отрасли, ведь, чтобы помочь своему «подопечному» развиваться, я сам не должен стоять на месте.

И это у него неплохо получается. К примеру, один из его «подопечных» – Дмитрий Кирсанов – дорос до ведущего инженера по управлению турбиной Калининской АЭС.

– На Калининскую атомную станцию я устроился в 2013 году, после Ивановского государственного энергетического университета, на должность машиниста­-обходчика по турбинному оборудованию, – рассказывает  Дмитрий. – Ставший моим наставником Дмитрий Евгеньевич с самого начала на личном примере показал, как нужно со всей ответственностью относиться к работе, не оставлять без внимания мелочей. Основные этапы обучения молодого специалиста можно выразить так: «Развивайся, учись, грамотно применяй навыки». И я это все прочувствовал на себе. При подготовке к экзаменам Дмитрий Потапов досконально меня спрашивал, добивался, чтобы я видел «картину» в целом. Он показывал, как нужно обращаться с оборудованием, а потом я под его чутким руководством выполнял все операции.

По словам Дмитрия Кирсанова, старший учитель – это проводник в производстве. Он должен не только показать и рассказать суть работы, но и сформировать правильное отношение молодых специалистов к работе, научить думать о безопасности. Ведь любая ошибка на КАЭС может привести к далеко идущим последствиям.

Алексей АНДРЕЕВ

Фото Евгения ФАДИНА

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости