С кандидатом философских наук, доцентом ТвГУ Ольгой Борисовой мы встречались ровно три года назад, тоже накануне Пасхи.
Говорили мы о том, что тогда волновало многих людей, – о карантине и его влиянии на психологическое состояние общества. Сейчас даже смешно вспоминать дикую тревогу и обещания, данные этому странному времени.
– Ольга Николаевна, прошло всего три года, и мы забыли все эти переживания. Никто и предположить не мог, что нас резко повернет к таким переменам.
– Нас не повернуло, мы туда идем. И поворот только кажется резким, невообразимым. На мой взгляд, есть определенная закономерность в том, что происходит. Мир так существует. Как верующий человек, я думаю, что Господь вразумляет своих детей, дает понять: «Так жить нельзя!», а дети, увы… Это я уже как педагог говорю.
– А кто вы по профессии?
– Кто я? Трудно сказать. По базовому образованию – историк. По окончании исторического факультета Тверского государственного университета осталась в нем по распределению. И вот уже 48 лет преподаю самые разные предметы. Некоторые из них эпизодически, другие – много лет. Например, конфликтологию, которую считаю жизненно важной сферой знания. При этом дисциплина, которую я читаю, при всей ее значимости – для меня не на первом месте. Прежде всего не что, а кому я преподаю. Очень давно защитила диссертацию по проблемам брачно-семейных отношений и получила степень кандидата философских наук, но философом себя не считаю. Занималась методологией, теорией деятельности и мышления, инновационными технологиями образования, окончила игротехническую школу. Уже в зрелом возрасте окончила богословский факультет Свято-Филаретовского института в Москве и продолжаю духовное образование.
Самоопределение
– Что вам дает это образование?
– Этот вопрос мне часто задают; как правило, в нем кроется скепсис или явное непонимание. Так вот, ответ очень простой, он как раз и связан с пониманием, с осознанием. Духовное образование дает осознанное и глубокое понимание основ христианской веры, истории Церкви, к которой я принадлежу. Но вернемся к вопросу моего профессионального самоопределения. У меня был интересный опыт работы в разных образовательных учреждениях (научное руководство в Центре гармонического развития, заведование кафедрой в Тверском филиале РГГУ), но своим призванием я считаю педагогику высшей школы. Очень люблю своих студентов, понимаю, как сложно им сейчас. Поэтому, конечно, меня волнует, что происходит с нами сегодня, что будет с многострадальным русским народом.
Многое зависит от нас, от того, как мы будем жить, сможем ли сохранять человеческие отношения в нечеловеческих условиях. Именно в кризисных обстоятельствах, в пограничных состояниях люди начинают прозревать. Становится понятным, что почем, что нет ничего ценнее человеческой жизни и как важно сохранить образ Божий в себе и увидеть его в другом человеке. Выявляется абсурдность «джентельменского» набора: если у тебя есть деньги, семья, здоровье и еще пара компонентов, ты счастлив. Осознается зыбкость богатства, карьеры, комфорты…
Главный рецепт – думать
– Конфликтология, которую вы преподаете в университете, дает такие хорошие рекомендации, что можно, не будучи духовным человеком, а просто соблюдая правила, выглядеть вполне прилично.
– Я в принципе против рецептуры в деле человеческих отношений, которые для некоторых людей равно манипулированию. Будьте осторожны с рецептами, если речь идет не о пироге: они далеко не всегда срабатывают.
А четыре признака конфликтов – это не рецепт, это теория. Прежде чем определить сущностные признаки конфликта, тем более когда речь идет о сложных отношениях, надо подумать. Вообще, думать полезно.
– Напомните о признаках конфликта, пожалуйста.
– Проблема в том, что этим словом люди называют самые разные отношения и ситуации. Но большая напряженность не всегда связана с конфликтностью. Первый и обязательный ее признак – оппозиция (я говорю не о политике, я этим не занимаюсь). В ней всегда видится опасность, но без нее не бывает развития. Вообще никакого движения не может быть, если нет другой стороны. Подлинная жизнь противоречива и многогранна. Должны быть сомнения, разные точки зрения, разные аспекты.
Второй признак – противодействие этих сторон, которых в любом конфликте должно быть как минимум две. И обе стороны действуют, и в этом отличие от ситуации насилия агрессора против жертвы. Само слово «конфликт» в переводе с латинского означает столкновение.
Еще один признак – наличие совместного пространства, какой-то общности – цели, деятельности.
А последнее – это уже упомянутое напряжение. Только все четыре признака дают конфликт. А люди зачастую один признак – напряжение – называют конфликтом. Если один человек не переносит другого, это еще не конфликт.
Почему так важно знать четко, что такое конфликт, и не путать его, например, с ссорой. Достаточно одну из составляющих убрать, и вместе с ней прекратится и конфликт. Или не начнется, если мы не допустим его.
– Изменились как-то конфликты?
– И да, и нет. Есть «вечные» конфликты (наиболее типичные гениально показаны Шекспиром в его произведениях, по ним можно изучать конфликтологию). Однако появляются новые факторы-конфликтогены и новые смягчающие обстоятельства. Они сильно меняют проявления конфликта. Так, конфликт отцов и детей не имеет того ярко выраженного накала, который наблюдался еще 20 лет назад. По крайней мере, в той социальной среде, к которой в основном принадлежат мои студенты, показывающие модельные конфликтные ситуации на занятиях. Причины этого – особый разговор.
– Но зато остаются неизменными способы разрешения конфликта. Например, убирая один из его признаков, общности пространства: надо просто развести людей по разным комнатам.
– Да. Так же, снимая напряжение, действуют юмор и шутка.
Не живи уныло
– Пост, который завершился, дает вам что-то?
– Для меня это реальное стояние на посту, время особого внимания и возможности освободиться от того, что мешает, и выработать то, что помогает жить по-христиански. Это очень естественно, так как христианский путь не может становиться все легче и легче, он, напротив, становится все уже и уже. Есть традиционная аскетика, но есть и личные задания, которые берет на пост каждый христианин. Вот один пример: во время тяжелой болезни я решила, что во время поста ни на какое-то свое недомогание не пожалуюсь. Что вы думаете? Это не просто удалось. За сорок дней этот навык был оттренирован, стало понятно, как это хорошо, и я и после поста не стала жаловаться даже на простую усталость.
– Что нужно для счастья?
– Для счастья надо быть частью целого, чувствовать свою сопричастность чему-то большему, жизненно значимому. Это не просто дает силы – физические, душевные, духовные, но и делает жизнь полноценной, а человека целостной личностью. Ведь, согласитесь, мы чувствуем такого человека, тянемся к нему, «заряжаемся» от него так же, как ощущаем раздрай, расстройство, раздвоенность в себе и в другом.
Внешние тяжелые испытания не выбирают, надо жить – не пережидать, когда они закончатся, а жить – здесь и сейчас. Ощущать запахи, когда они возвращаются после ковида, и чувствовать, как это приятно. Радоваться возможности выйти на воздух, пойти в гости… Есть замечательная в своей простоте и мудрости русская поговорка: «Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть».
Наступило такое время, когда люди могут понять, что нельзя жить без Бога, который есть Любовь. Нас может спасти, и спасает, любовь и надежда. Мой любимый Сергей Сергеевич Аверинцев в очень сложных исторических обстоятельствах сказал: «Сейчас оптимизм – глупость, пессимизм – уныние и грех. Что же нам остается? Надежда сверх всякой надежды».