По объемам средств, которые вкладываются в образование, Тверская область занимает второе место в ЦФО. Задача и в том, чтобы эти деньги распределялись и осваивались разумно, а по качеству системы образования область вошла в пятерку регионов-лидеров ЦФО. Об этом шла речь на заседании правительства области 20 июля.
В течение пяти лет на совершенствование системы образования планируется потратить 3,8 млрд рублей. Деньги эти пойдут не на покупку учебников, а на внедрение в образовательную среду новых технологий – компьютерных, цифровых, социальных. Под нацпроект «Образование» созданы так называемые «региональные компоненты» – областные программы по нескольким направлениям. Это проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность» и «Патриотическое воспитание».
Например, «Современная школа» – это про внедрение новых технологий, развитие сети детских технопарков «Кванториум». Первый «Кванториум» в Твери открылся три года назад, и теперь каждый год его воспитанники становятся призерами российских и международных конкурсов. Его мини-филиалы, центры прототипирования и программирования, уже созданы в ряде районов, и эта работа будет продолжена – направление оказалось очень перспективным.
Как и «IT-кубы», которые позволяют ребятам еще на школьной скамье получить базовые знания по программированию, администрированию сетей, разработке мобильных предложений. В ближайшие два года такие «кубы» появятся в Вышнем Волочке, Кимрах и Торжке. Кроме того, в этом году в муниципалитетах откроется 90 центров «Точка роста».
«Успех каждого ребенка» предполагает формирование эффективной системы выявления, поддержи и развития способностей и талантов у детей и молодежи. А проект «Социальная активность» поддерживает развитие добровольческих, волонтерских движений. В прошлом году по нему обучили порядка 350 волонтеров массовых мероприятий, в 2021-м запланировано открытие первого регионального ресурсного центра добровольчества и гражданских инициатив.
Для гармоничного развития школьников есть все условия: за последние годы в системе дополнительного образования создано около 7,5 тысячи мест в кружках и секциях, в студиях и центрах внешкольной работы. В Вышневолоцком городском округе будет создан региональный центр поддержки и развития талантов у детей и молодежи, который будет работать по направлениям спорта, искусства и науки. В Твери появится центр непрерывного профессионального образования для учителей…
Как отметила заместитель министра просвещения России Татьяна Васильева, которая присутствовала на заседании в качестве эксперта, в регионе важно продолжать активную работу по строительству новых школ, созданию мест дополнительного образования, условий для занятий спортом в сельских территориях и открытию центров для одаренных детей.
– Мы должны сделать все, чтобы национальный проект «Образование» на территории Тверской области был реализован как количественно, так и качественно, – подчеркнула Татьяна Васильева.
Впрочем, на заседании правительства говорили и о рисках, которые возникают при внедрении новых технологий. В частности, недостаточно активно идет обеспечение школ современной компьютерной техникой, есть вопросы к исполнителям государственных контрактов. Игорь Руденя напомнил, что все новые институции должны приступить к работе 1 сентября, с началом учебного года.
– Никаких отпусков, пока не будут оформлены все документы и проведены все необходимые процедуры, – уточнил губернатор.
Владислав ТОЛСТОВ
Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения РФ:
— Нацпроект «Образование» преследует важную цель – выравнивание доступа к образовательным услугам, создание равных условий для всех участников учебного процесса. Тверская область ставит амбициозные задачи. Следует отметить идею создания центра развития одаренных детей и центра непрерывного повышения квалификации учителей. Важно не просто заявить о таких целях, но и распределить силы, вовремя проводить конкурсные процедуры, чтобы все новые объекты приступили к работе именно 1 сентября, в начале учебного года. Если судить по показателям кассового исполнения, по заключению контрактов, региональному министерству образования еще есть над чем работать.
Клавдия Стрединина, директор Мирновской средней школы Торжокского района:
— В прошлом году наша школа стала одной из первых, где появился специальный кабинет «Точка роста». Кроме того, мы стали одной из восьми школ в области, выигравших губернаторский грант на создание школьной лаборатории прототипирования. Могу сказать, что эти новые форматы работают очень хорошо. Дети заинтересованы, с охотой приходят на занятия. И на уроках наши учителя используют наработки, которые создаются ребятами в лаборатории прототипирования и в центре «Точка роста». Наша школа расположена в селе, у детей нет возможности получать такие занятия дома, только в школе они могут попробовать себя в моделировании, в программировании, познакомиться с современными технологиями. Это очень важно и для их обучения, и для выбора дальнейшей профессии.