Через все непростые времена разочарований, неверия, сомнений остается в нашем народе убежденность в небесном покровительстве святого Николая.
Хотя давно известно, что этот святой жил в IV–V вв., что его житие – компиляция из разновременных текстов, относящихся к разным святым, подвизавшимся на территории современной Турции. Точно так же известно, что на территории Руси ни один из них никогда не был – ни тот, который жил в Мирах Ликийских, ни тот, который жил в городе Патары и «подарил» житию своего тезки несколько знаменитых эпизодов. В общем, наука (в том числе церковная) очень внимательно работает с историческими источниками и старается мифы и сказки не плодить. Современный человек церковному преданию вообще неохотно верит и сам, без научных выкладок, большинство житий считает сказками. Но в случае со святым Николаем предпочитает примолкнуть. Да, наука доказала-доказала. Но святой-то Николай точно жил. А раз жил… а ну, как на самом деле…
Сегодня, 19 декабря по новому стилю, день его памяти. Эта дата, как известно, существует в народном календаре как «Никола Зимний». Когда-то в милые времена народного православия говорили, что это «Никола в шапке». У мирликийского святителя несколько иконографий – и образ святого Николая в архиерейской митре, несколько напоминающей по фасону русскую зимнюю шапку-треух, вызывал такие ассоциации. Теперь мы стали образованнее, митры за треухи не принимаем, но чего-то такого все равно жаль. Доверительного, теплого. В русском стиле.
Его называют «русским чудотворцем». Уже в XII веке его почитание на Руси достигло такого размера, что в честь него строятся храмы и монастыри. Первоначально в Новгородской земле, но очень скоро – и в соседних. И затем, ко временам объединения русских земель, почитание стало уже повсеместным и определяющим национальный менталитет.
Почти у каждого верующего человека есть собственное воспоминание о помощи святителя Николая. По различным поводам, в различных обстоятельствах. В путешествиях, в трудных финансовых обстоятельствах, при нападении врагов. Уже до революции самые знаменитые описания этих чудес собирались и издавались (известная книга А. Вознесенского «Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России» 1889 года). В тот период слава святителя Николая в нашей стране была такова, что описывать все вообще храмы и монастыри в честь этого святого не было никакой возможности. Описывались только те, где находились чтимые чудотворные иконы святителя Николая. Именно поэтому в этом труде мы встретим рассказы лишь о трех Никольских храмах и монастырях в Тверской епархии – Николо-Теребенской и Николо-Добрынской пустынях (обе – в древнем Бежецком Верхе, ныне Максатихинский район), а также о хорошо известном тверитянам Николо-Малицком монастыре на окраине областного центра. Там находились чтимые иконы святителя. Поразительно, но два из трех наших чудотворных образов (кроме Николы Добрынского) сохранились, пережив советское время. Это ли не свидетельство народной веры?
Но, конечно, святынь в нашей области, посвященных святителю Николаю, было и есть гораздо больше. Добрым делом было бы обобщить о них сведения, подготовить раздел на епархиальном сайте, может быть, издать небольшую брошюру.
С праздником святителя Николая, помощи Божией нам по его молитвам!
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru