Перемена происходила на наших глазах, и наблюдать ее было любопытно.
В первоначальном значении этого слова «волонтер» был кем-то, связанным с армией. Армией настоящей или «армией спасения» – не суть важно. В волонтере виделся доброволец, готовый принять на себя тяготы службы, не будучи по долгу присяги обязанным это делать. Последние же годы волонтерство распространилось во всех областях, даже таких, где раньше его в помине не было. Волонтерами называют всех, кто по своей воле делает что-то полезное – и что-то совсем не обязательно тяжелое и неприятное. Например, ходят в магазин за продуктами для больных стариков, моют им полы, просто приходят в гости к одинокому человеку, которому кроме как в телевизоре живых людей уже увидеть негде. Есть волонтеры, которые убирают мусор в парках (раньше это тоже практиковалось, но называлось «выход на субботник»), есть – которые красят заборы (это бывшие тимуровцы), есть вообще такие (из непонятных «общественных организаций»), которые составляют онлайн-карту дорожных ям. Волонтеры стоят в магазинах и предлагают пойти за угол и бесплатно измерить артериальное давление (если проводится соответствующая акция), волонтеры фасуют бесплатные обеды для малоимущих, волонтеры работают во время массовых мероприятий, помогая регулировать людские потоки. Фактически волонтерство как идея крайне расширилось и границы волонтерства стали очень размыты.
Причины этого достаточно глубоки, их невозможно охватить в такой статье. Но среди прочих очевидно, что такое расширение волонтерства стало возможным благодаря тому, что людям, как ни странно, естественно творить добро. Попробуйте бескорыстно сделать кому-нибудь что-то хорошее. Не для эксперимента, а так, слегка забыв о возможном вознаграждении – на том или этом свете, – и сделайте. Что вы почувствуете? В норме – бодрящую радость. Бескорыстное творение добра настоятельно рекомендуется как профилактика суицидов (особенно среди подростков), как средство примириться с потерями и поражениями на личном фронте, как способ справиться с утратой близких, тяжелой болезнью или ее последствиями. Именно эта радость, а не только медийная известность и легкая слава (как модно говорить, «хайп»), и не возможный карьерный рост вследствие этой известности привлекают новых людей в ряды добровольцев.
Да, вышеперечисленное в молодежном волонтерстве тоже есть. И легко сказать, что многие из нынешних волонтеров – «не настоящие». Легко сказать, что все эти подростки в майках со словом «волонтер» – ряженые и на самом деле циники, горящие только желанием быстрее сбежать. Бывает всякое. Но в норме в молодых людях всегда много искренности и готовности к подвигу. И в наше время не намного меньше, чем прежде. Желание делать добро не иссякает в человеке, невзирая на цифру в графе «дата рождения» в паспорте.
Когда в календаре отмечается Международный день добровольцев, лично я вспоминаю не модных тусовщиков в ярких майках, «добровольно» наклеивающих стикеры на неправильно припаркованные машины. Я думаю о тех, кто работает в детских хосписах и домах престарелых, кто приезжает на свои деньги в свое свободное время (часто в отдаленную местность), чтобы помочь одиноким людям, чтобы отремонтировать какой-нибудь старинный храм или красивую усадьбу. Всех тех, в ком жив дух творчества и радости, любви к ближним и искреннего желания быть им нужными и полезными.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru