Пассажиры пригородных электричек все больше становятся «зайцами». Проехать на халяву считается не постыдным, а признаком хорошего тона. Не обманешь – не доедешь. Так, не стесняясь, громко говорят в вагонах, демонстрируя доблесть.
Возмущение тружеников железной дороги растет прямо пропорционально количеству «зайцев». Их размножение пытаются приостановить технические устройства. Турникеты не стали серьезным препятствием для пассажиров электричек, которые экономят на билетах. Например, на участке Тверь – Бологое халявщики, желающие законно преодолеть турникеты, покупают билет до платформы Дорошиха стоимостью 12 рублей, а едут хоть до Лихославля, хоть до Вышнего Волочка, хоть до Бологого. В пути – контролеры, но от них можно массово переместиться в другой вагон, а потом на остановке перебежать в обилеченный.
Кроме турникетов, существуют заградотряды. Так остроумные пассажиры называют контролеров, которые, выстроившись в шеренгу (до 8 человек!), проверяют наличие билетов перед посадкой. Отряды действуют по неведомому графику, иногда их нет вовсе, так что «зайцам» предоставлен полный оперативный простор.
На пути обратного следования (Торжок – Тверь, Бологое – Тверь) в вагонах тоже возникают контролеры с кассами на грудях. Но странное дело, они редко спрашивают, откуда едет пассажир, и продают билеты на сумму, кто сколько даст. «Зайцы» из молодого выводка, как правило, доезжают до конечной за 30–50 рублей, безбилетники в возрасте вытаскивают сотенную, но зато им дают сдачу.
Механизм вагонных финансовых взаимоотношений здравому уму не поддается. Еще одна загадка: на проданные в электричке билеты турникеты не реагируют – штрих-код не считывается. Но контролер на выходе с таким билетом пропускает.
Совсем не обилеченные пассажиры, приехав в Тверь, сплошным потоком идут через рельсы к залинейному входу в туннель и, минуя турникеты, выходят в город.
Все ужимки и прыжки давным-давно известны работникам ОАО «Московско-Тверская пригородная компания». С 1 мая она перевозит пассажиров на участках Москва – Тверь и Тверь – Бологое.
Железная дорога в целом и вновь образованная компания в частности живут глубокими озабоченностями и выражают их в официальных документах. Резюме: из-за низкой собираемости доходов и повышения расходов пригородные перевозки страшно убыточны. Бремя ответственности спешат разделить с Администрацией Тверской области. В этом году с нашим регионом был подписан контракт, предусматривающий движение электричек на 22 маршрутах и возмещение убытков в размере 63,4 миллиона рублей. В прошлом году потери доходов РЖД от пригородных перевозок – 454,6 миллиона рублей, а компенсация из бюджета – 63,4 миллиона.
По поводу электричек в этом году совещались до десяти раз, но «зайцы» по-прежнему размножаются, а между нужными электричками такие окна, что железной дороге даже хочется отомстить.
Защищать «зайцев» не собираюсь, но убежден: чем выше стоимость билетов, тем больше безбилетников. Сейчас, по мнению РЖД, экономически обоснованный тариф – 20,7 рубля за 10 пассажирокилометров. Проще говоря – за зону. Сейчас зона – 12 рублей, то есть повышение примерно вдвое. До платформы Тверца – любимого дачного места – цена билета может быть 63 рубля вместо 36. Если это произойдет, реакция пассажиров будет незамедлительной. А что касается так называемого комфорта, то он относится только к пресловутому «Сапсану».
Валерий БУРИЛОВ
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ