Подходит к концу первое полугодие учебного года. Для первоклашек это рубеж, означающий, что период адаптации к школе пройден. С третьей четверти они будут получать полновесные домашние задания и оценки. А родители с тревогой осознают: ребенок не может и не хочет учиться.
В первую очередь родители подыскивают ребенку репетитора в надежде, что тот поможет избежать хотя бы двоек. К помощи психолога или психотерапевта прибегают реже, а зря. Об этом рассказывает Иван Мельников, врачпсихиатр, психотерапевт Тверской областной детской клинической больницы.
– Бывает, что причина всех трудностей – незрелость ребенка. У него нет мотивации к учебе. Здесь никакие строгие меры не помогут. Можно ли, к примеру, требовать от трехлетнего малыша, чтобы он после себя посуду мыл? Еще недостаточно развит он для этого. При подготовке к учебе важно ребенка не просто научить читать, писать, а важно развить те или иные общие функции.
Процесс развития функций головного мозга условно можно представить в виде диаграммы, где один столбик повыше, другой пониже. Что надо делать? Ту функцию, которая ниже нормы, поднять. Многие функции развиваются сами собой. Предположим, в семье постоянно читают стихи вслух. Волейневолей у ребенка хорошо развивается слуховой аппарат, он будет в школе хорошо воспринимать то, что говорит учитель. Любые функции можно развить, если целенаправленно этим заниматься. Для этого имеются специальные упражнения, которые можно найти в Интернете, психологической литературе. Но, конечно, лучше всего обратиться к клиническому психологу, психотерапевту, чтобы начать коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.
Важно давать детям, особенно гиперактивным, нагрузку на какуюто одну функцию. Родители даже могут провести с ребенком эксперимент. Посадить рядышком и начать читать текст, не заставляя ребенка сидеть тихо и неподвижно. Пусть он двигается, как ему захочется. Потом попросите пересказать этот текст – и он перескажет. Второй раз сделайте то же самое, только, читая, делайте замечания: не крутись, слушай внимательно, ногой не дергай, руки по швам. После этого ребенок не сможет пересказать текст, так как силы ушли на то, чтобы не шевелиться. Нагрузка была на две функции, в результате ни одна, ни вторая не справились.
При подготовке домашних заданий важна организация рабочего места, чтобы не было отвлекающих вещей. В первом классе необходимо присутствие родителей во время выполнения домашних заданий. Ведь дети еще только вырабатывают алгоритм учебы. Они не знают, как выучить, как сделать то или иное задание, как решить задачу, где посмотреть правило. Этому их должны научить родители.
Нередко у детей бывает: в одно ухо влетело, в другое вылетело. У ребенка со слухом все нормально, но неразвита функция активного внимания. Он легко переключается на голубя за окном, и для него рассказ учителя перестает существовать. Опытные педагоги знают, что на таких детей хорошо действует прикосновение, тогда он услышит и поймет задание. Или можно повысить порог раздражения, хлопнув в ладоши, заговорив громким голосом, только без негативных эмоций.
Причиной неуспехов в учебе может быть перегрузка: когда ребенок идет в первый класс, его сразу записывают в секции. Мало того, что он адаптируется к школе, он еще привыкает к секции, то есть нагрузка возрастает. Не все дети с этим могут справиться. Если он не занимался в секции с детского сада, то лучше начать со второго полугодия или со второго класса.
Дети сами не могут сказать, что с ними происходит, потому что они просто не знают. Но если родители понимают, что происходит с ребенком, то тогда гораздо легче справиться с любыми проблемами.
Марина РУЧКИНА