Краткая история советского пенсионного законодательства
В последнее время тема пенсий на слуху и обсуждается повсюду. Но в основном речь идет о современном состоянии пенсионной системы. Между тем, у пенсий в России очень интересная история, и о ней мы хотим сегодня рассказать поподробнее.
Пенсия по старости как государственное пособие для человека, не могущего более работать, появилась в России массово в советское время. Дореволюционная Россия знала пенсии (точнее, «пособия») для государственных служащих и военных, а также для членов их семей – но они не закреплялись как официальная обязанность государства и в каждом отдельном случае рассматривались по результату ходатайства самого пенсионера либо кого-то из его близких. Решения принимались на различных уровнях – вплоть до государя. Существовала, кстати, и практика назначения пенсий из бюджетов более низкого уровня. Например, городские думы имели право назначать пособия по старости заслуженным в городе людям. Свои пенсии могли назначать церковные структуры (вполне официально) и крупные предприятия. Решения о пенсиях рассматривались в каждом случае индивидуально и не зависели от достижения пенсионером того или иного возраста. Система эта была гибкой и достаточно эффективной. Кроме того, процент государственных служащих был сам по себе в абсолютных цифрах сравнительно невелик. В той же Твери до 1917 года число граждан, получавших пенсию, не превышало нескольких сотен человек.
В советское время крайняя централизация всего и вся сделала единственным подателем пенсий государство. Именно поэтому история пенсионного обеспечения в России – это советская по преимуществу история.
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в России для разных категорий рабочих в конце 1920х годов, с ростом влияния государства во всех сферах жизни. Впервые это произошло в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 года.
В 1929 году подобное постановление было сделано в отношении рабочих горной и металлургической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ВЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 года «Об обеспечении и порядке социального страхования по случаю старости»).
Подписанное Михаилом Ивановичем Калининым (бессменным председателем ЦИК), оно гласит, в частности:
«2. Право на пенсию имеют:
а) мужчины, достигшие ко дню оставления работы по найму 60летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 25 лет;
б) женщины, достигшие ко дню оставления работы по найму 55летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.
Лица, занятые на подземных работах в горной промышленности, имеют право на пенсию, если они ко дню оставления работы по найму достигли 50летнего возраста, и притом проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.
Союзному Совету Социального Страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР предоставляется право понижать для лиц, занятых во вредных производствах, возраст и стаж работы по найму, установленные пп. «а» и «б» настоящей статьи.
3. Пенсия по случаю старости предоставляется независимо от состояния трудоспособности…»
В 30-х годах XX века пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности. Подчеркнем: только рабочим. Пенсии по старости не получали многочисленные категории граждан, имевшие статус «иждивенцев» и тем более «лишенцев». Все сидевшие с детьми домохозяйки, многочисленные «бывшие», перебивавшиеся случайными заработками, не имевшие элементарной возможности устроиться на профильную для них и предполагавшую достаточно высокий социальный статус работу, оставались вне пенсионного обеспечения. Постановление, как мы видим, подталкивало население страны к пополнению рядов рабочего класса, причем в тех отраслях, которые были наиболее важны для задуманной (но в тот момент еще фактически лишь начатой) индустриализации.
Как легко понять, труд заключенных (формально на тот момент еще немногочисленной категории) не заносился в трудовой стаж. Но чуть позже, в ходе арестов 1930х годов, страна получила сотни тысяч рабочих рук, практически бесплатных и, разумеется, не претендовавших ни на какие пенсии. Не претендовали они на них и после.
Постановление было принято еще до начала массовой коллективизации, а потому крестьянство, на 1929 год еще не колхозное, оставалось вне какой-либо заботы государства по обеспечению пенсиями по старости. А это порядка 80% населения страны. Впоследствии, когда к 1936 году массовая коллективизация страны завершилась, никаких дополнительных постановлений касательно этой категории граждан не появилось. Вскоре начавшаяся война поставила особенно сельское население России (да и остального СССР) в условия фактически военной мобилизации с ненормированным очень тяжелым трудом – даже без гарантированной официальной государственной зарплаты (она находилась в прямой зависимости от полного осуществления колхозом государственных поставок и выделялась из «излишков» сельхозпродукции самих колхозов).
Об этом нельзя забывать – благие, в общем, посылы, что лежали в основе постановления от 15 мая 1929 года, смотрятся иначе в свете того социального расслоения, которое имелось на тот период в СССР. Кроме того, необходимо помнить, что средняя продолжительность жизни в конце 1920х годов составляла 43 года (в том числе мужчин – 40, а женщин – 45 лет). Средний возраст населения в те же годы не превышал 30 лет.
Как многие подобные постановления, документ 1929 года лег в основу всего последующего советского законодательства.
Общесоюзный закон от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года, подтвердил вышеупомянутый пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. В преамбуле подчеркивалось пенсионное обеспечение как одно из «завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции». На пенсии имели право:
«а) рабочие и служащие;
б) военнослужащие;
в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров;
г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца».
Обратим внимание, что здесь мы впервые встречаем представление о гражданине вне его принадлежности исключительно к рабочему классу. Более того, последующие поправки в этот закон снижали возраст выхода на пенсию для рабочих горячих цехов и вредных производств (50 и 45 лет соответственно, но при стаже работы в них не менее 20 и 15 лет соответственно). Для женщин, занятых в текстильной промышленности (вредной самой по себе, тем более для женского здоровья), пенсия начислялась с 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Эти льготы постепенно распространялись (изменениями в закон от 1967 и 1975 годов) на женщин, «работающих в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также женщин, работающих в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин». Тяжелейший мужской труд, на котором после войны волей-неволей приходилось трудиться женщинам, стал приметой послевоенного СССР.
При этом опять же колхозницы и бесчисленные вдовы и инвалиды еще долго дожидались своих пенсий. Для колхозников (опять-таки по преимуществу женщин) пенсия по старости была дана только в 1964 году. Это были те самые знаменитые 12 рублей, абсолютный прожиточный минимум, на который можно было купить только хлеб в магазине и по большим праздникам – сахар и (или) конфеты. Но и этот минимум воспринимался настоящим чудом и достижением. Он, правда, просуществовал всего несколько лет, благодаря реформам А.Н. Косыгина поднявшись до реального прожиточного минимума, составлявшего в конце 1960-х годов порядка 50 рублей. В этих пределах и находилась большая часть советских пенсий.
На инвалидов Великой Отечественной войны льготная пенсия (55 и 50 лет соответственно) распространилась в 1967 году, и только при условии стажа работы у инвалидов не менее 25 и 20 лет. Справедливости ради надо заметить, что после войны эта категория граждан охватывалась многочисленными артелями для инвалидов, где этим гражданам давали возможность заработка. Показательно, что для получения такой пенсии хотя бы в следующем после поправки в закон 1968 году потерявший руку или ногу на войне мужчина должен был работать с 1943 года.
Итак, пенсии (и понятие пенсионного возраста) появились в нашей стране в очень сложный период становления советского государства и тяжелейшей индустриализации со сложными условиями труда. С тех пор изменилось многое, начиная от автоматизации процессов и появления множества технологий до роста сферы услуг и изменения структуры трудовой занятости. А пенсионная система осталась той же, пережив и распад Советского Союза, и девяностые, и «тучные нулевые».
Павел ИВАНОВ