О реформах нашей общеобразовательной школы не говорил уже только очень ленивый. Обеспокоены и учителя, и, конечно же, родители школяров, которые в полной мере прочувствовали все прогрессивные методики на собственном опыте. Насколько нововведения прогрессивны и удачны, покажет время, однако создается впечатление, что без помощи домочадцев ученику осилить самостоятельно школьную программу сегодня уже не под силу. Обилие знаний приходится впитывать и взрослым, чтобы их любимое чадо не потонуло в море учебных заданий.
Мне, как филологу, порой бывает забавно присутствовать на домашних кухонных педсоветах, где папы и мамы демонстрируют свои знания шедевров русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, несомненно, были бы довольны, услышав мудрые изречения о своих любимых персонажах. «А что делать?» – пожимают плечами родители. Это необходимо хотя бы для того, чтобы помочь сыну или дочке написать сочинение на сносную отметку. Почти по Виктору Драгунскому: папа решает, а Вася сдает. Зато, с минуту поговорив с юными «авторами», начинаешь както неловко чувствовать себя перед классиками. Причины самые разные: от лени подростков до элементарного неумения выражать свои мысли. Но фактто налицо.
У подруги моей матери внучка учится в десятом классе одной из школ Московского района Твери. К чести бабушки, девушка сама читает все по программе и даже пишет вполне вразумительные литературные работы на заданные темы. Каково же было мое удивление, когда узнал, что Вере Николаевне пришлосьтаки выступить в роли автора. Тема: «С чего начинается Родина…» Как оказалось, не каждому по силам от души и аргументированно рассуждать на эту тему. Причем задачка стала не по зубам для большинства десятиклассников. Даже Интернет с обилием заготовленных шаблонов тут мало чем мог помочь. Пришлось молодежи обратиться к мудрости старшего поколения.
А на днях вопреки всем правилам, которые стараюсь не нарушать, пришлось оказаться в роли школяра и мне самому. Почему? Услышав название темы, просто не смог отказать хорошим знакомым. Это был анализ эпизода довольнотаки сложного прозаического произведения, который нужно было сделать с учетом общей концепции нетленного творения. Если точно придерживаться плана, заданного учителем, то за плечами нужно иметь годика этак дватри филологического образования. К счастью, они у меня были. В свое время даже диплом на кафедре теории литературы был защищен на «отлично». В общем, постарался не ударить в грязь лицом. В итоге сочинение было торжественно зачитано перед всем классом, а десятиклассница оказалась на седьмом небе.
Правда, ненадолго. Похоже, она, как и я сам, оказались заложниками нашего блистательного литературного опуса. Впереди новые темы и хитроумные анализы, а опускать планку вроде уже негоже. Хотя с трудом верится, что литератор в здравом уме мог поверить, что десятиклассница сама могла написать чтонибудь подобное. Поэтому зачем хитрить? Все счастливы и довольны, все всё понимают. В том числе и учителя, которых подобное положение дел, видимо, устраивает. Практика привлечения родителей к выполнению домашних заданий становится обыденной. При таком раскладе наши школьники в скором времени могут совсем расхотеть мыслить самостоятельно благодаря такому халявному опыту. И уже никакие репетиторы не помогут.
Александр ХОХЛОВ, журналист