Когда вы будете читать этот репортаж, транспортная реформа разменяет третий десяток дней. Кажется, будто стартовала она давно – столько всего рассказано и показано за эти две декады. Мы решили показать то, чего еще точно никто не видел: отправились в автопарк «Транспорта Верхневолжья» и посмотрели, как устроена закулисная жизнь.
Все автобусы для «Транспорта Верхневолжья» перегоняют с завода в Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Тверской области. Заодно изучают их ходовые качества. На заводе автобусы собирают, обвешивают всем необходимым оборудованием и сразу красят в корпоративные цвета. И знаменитый тверской мост на них тоже там рисуют, специально уточнили.
Перегоняют их водители, которым потом на этих автобусах возить пассажиров в Твери. Водители, которые 15 января привели в Тверь из Московской области первую партию, рассказали, как оценили новые машины. Ответы разные, но в основном автобусы пришлись по душе: «Мягкие», «Хорошо управляются», «Много сервисов», «Безопасные – не тронутся с места, если, скажем, открыты двери».
Водители хмыкают, когда слышат гуляющие по соцсетям байки о том, что автобусы, дескать, не новые, что их собирают на задворках АТП из списанных и там же красят. Это чушь, машины совершенно новые. Достаточно сесть за руль синего автобуса, чтобы убедиться в этом – опытный водитель всегда поймет разницу между техникой, которая только что сошла со сборочного конвейера, и той, что собирали из старья.
Мойка с дезинфекцией
В центре автопарка — мойка. Это похоже на аттракцион: с одной стороны заезжают грязные автобусы, с другой выезжают чистые. Чтобы сэкономить время для выезда на маршрут, автобусы утренней смены моют ночью. На мойку их загоняют дежурные водители-перегонщики. О них следует сказать отдельно. Обычно это опытные, со стажем в 30-40 лет, водители, которые в силу возраста или других причин не могут работать на линии, но не хотят уходить из профессии. Их и принимают в перегонщики. Их огромный опыт позволяет сразу заметить неполадки в автобусе – а при перевозке пассажиров даже легкое изменение угла наклона зеркала заднего вида может осложнить работу водителя. Недочеты сразу устраняют.
Мойка новая, с дуговыми щетками, снимающими грязь с бортов автобуса. После этого специальный работник обдувает из шланга бампер и передние стекла, а другой сотрудник проводит дезинфекцию салона. Любовь Михайловна Горюнова, вооружившись шваброй, проходит по салону, заглядывает под сиденья, разбрызгивает специальный антисептик – противовирусная обработка. Две линии мойки рассчитаны на прохождение 200 автобусов в сутки – по сотне на каждую. Мойка одного автобуса занимает считанные минуты – при нас в галерею въехал прибывший с маршрута автобус, заляпанный грязью по самые окна, а через пять минут блестящий выехал с другой стороны.
Разобраться с начинкой
Перед тем как выехать на линию, каждый автобус проходит техосмотр. Заезжает на смотровую яму, один механик осматривает снизу ходовую часть, другой проходит по салону, смотрит, дергает какие-то штуковины, проверяет, как они закреплены.
Старший механик Дмитрий Дорофеев говорит, что машины новые, но все равно в обязательном порядке смотрит рулевые тяги, давление в шинах, механическую часть. Наиболее частые неисправности? Электроника барахлит. Ее в новых автобусах много, и далеко не вся она выдерживает наши местные дорожные условия.
От пассажиров поступает много нареканий на работу валидаторов в автобусах. Где-то они вообще не работают, где-то работают через раз. Руководитель IT-отдела «Верхневолжского АТП» Павел Цесарев считает, что проблема будет решена в ближайшее время.
Пока же сотрудники «цифрового» отдела проводят обучение водителей работе с электронными устройствами. Их в автобусе не так мало: видеокамеры, система климат-контроля, кассовый аппарат, видеорегистратор, те же валидаторы. Инженер IT-отдела Ихтияр Акбаров объясняет, что, не зная, как следует обращаться с техникой, ни один водитель к работе допущен не будет.
– Все в конце концов осваивают, поскольку это необходимо для работы, — говорит Акбаров. – Молодежь, привыкшая к смартфонам, осваивает электронную технику быстрее.
Лучший автопарк
– Такого автопарка в Твери не было никогда, — считает заместитель директора «Верхневолжского АТП» по производству Николай Никитин. – А со временем будет еще лучше. Сейчас для нас главное – обеспечить безопасную перевозку пассажиров, на эту задачу работают все. Остальные вопросы второстепенны, но тоже будут постепенно решаться.
На вопрос, что, на его взгляд, стало лучше за первые три недели реформы, Николай задумывается, потом отвечает:
– Водители стали лучше ориентироваться на маршрутах. Улучшилась дисциплина на маршруте, меньше чрезвычайных ситуаций. Коллектив молодой, многие здесь работают чуть больше месяца и только начинают врастать в работу. Нам постоянно помогает министерство транспорта, действует рабочая группа, вся проблематика, которая приходит через колл-центр, изучается. Так что дальше будет становиться только лучше, когда система будет настроена.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото Максима Школьникова
Автор благодарит руководителя пресс-службы «Транспорта Верхневолжья» за содействие в подготовке материала