Такая поездка могла бы стать туристической «изюминкой» Жарковского района
На минувшей неделе Жарковский район отметился небольшим мероприятием, призванным сделать его более привлекательным для туристов. На озере Щучье открылся музей щуки, претендующий на очередную «привязку» к местности сказочного персонажа и сказочного события. Естественно, каждый знакомый с русским фольклором человек скажет, какого именно.
Могу только порадоваться за жителей района, несмотря ни на что любящих свой край и старающихся поднять его значение в глазах соседей. Только музеем щуки, как можно надеяться, дело не ограничится. И лично мне хотелось бы обратить внимание на другую достопримечательность Жарковского, которую стоит поспешить посмотреть уже потому, что неясно, сколько же ей еще отпущено.
В Жарковском районе и всегда было не так много старинного. Район оказался составлен из нескольких пограничных территорий Торопецкого, Бельского и Поречского уездов двух губерний: Смоленской и Псковской. Разница между ними, кстати, весьма заметна. В псковскую сторону начинаются роскошные сосновые боры, а в смоленскую – когдато обширные поля вперемешку с сумрачными еловыми лесами. Леса – главное местное богатство. Но не только они являются достопримечательностью Жарковского. Между двумя указанными природными зонами течет река Межа, долгое время бывшая действительно пограничной не только между губерниями, но и между государствами: Московской Русью и Речью Посполитой. Пограничье отмечено еще огромным и гиблым болотом: Пелецким Мхом. Болото действительно фантастически дремучее по нашим временам – оно непроходимо. Но желающие его увидеть вовсе не обязаны надевать болотные сапоги и с риском идти на его окраину. Болото проезжее – через него тянется насыпь железной дороги.
Ветка Жарковский – Земцы славится на всю Россию (к сожалению, в узких кругах любителей) как место хождения «самого медленного поезда РЖД». Уже неоднократно в руководящих сферах ОАО «РЖД» вставал вопрос о ее закрытии, но пока люди пользуются «болотным поездом», пока имеется потребность (увы, малая) везти лес в сторону железной дороги Москва – Рига (на которой находятся Земцы), есть надежда на то, что сама ветка и этот поезд успеют стать достопримечательностью Жарковского более естественной и более «раскрученной», чем гипотетические емелины щуки.
Летом поезд для пассажиров ходит два раза в неделю. Это привычный тепловоз с одним вагоном, очень медленно ползущий по изношенному полотну. Скорость – не более
Они выдерживают. Пока. По рассказам, их положили заключенные в 1930х годах, и надо полагать, несладко пришлось строителям этого небольшого участка, волею случая оказавшегося теперь тупиком железнодорожным и экономическим. Много непонятного, спрятанного в архивных хранилищах, связано с этой железной дорогой. Она должна была, как несомненно следует из грандиозных насыпей, пропадающих теперь в лесах, соединять Смоленск с Рижской и РыбинскоБологовскоВиндавской дорогами, выходя на последнюю или в районе Андреаполя, или в районе станции Соблаго под Пено. Тогда это была бы важнейшая транспортная артерия, и Жарковский на ней был бы одной из важных станций.
Но проекту не было суждено осуществиться. И Жарковский остался железнодорожным тупиком. Автомобильные шоссе оставляют далеко в стороне Жарковский с его милым деревянным вокзалом и преданиями военной и предвоенной поры.
Кстати, о военной поре. Через Межу в Жарковском имеется мост, железный клепаный мост, такой довольно привычный и обычный железнодорожный мост, каких еще немало. Но этот мост внимательный глаз сразу выделит из ему подобных. Здесь три пролета: один над рекой, а два – над небольшими проездами по обоим берегам реки. Правобережный заменен на послевоенный бетонный, зато левобережный остался железный, старинной конструкции. Мост – поразительный случай! – пережил практически в целости войну и не был взорван ни при отступлении наших войск из Жарковского, ни при его взятии обратно. Кажется, он остался одним из очень немногих сооружений поселка, которые вообще уцелели после военной грозы. И уже ради этого одного стоит сюда приехать и его осмотреть.
…По мосту медленно проползает «болотный поезд». Старый металл содрогается, как живой, издавая непередаваемый гулкий звук. Опятьтаки со слов Сергея Жегулова, не так давно проводилась экспертиза моста, показавшая довольно неутешительное его состояние. Мост не имел стратегического значения – это его и спасло. Но бронепоезда, действовавшие фактически в немецком тылу, по нему ходили, немцам досаждали. И мост бомбили – и еще как. Левый берег Межи (правый более «приглажен» после войны – там стоит Жарковский ДОК) до сих пор хранит многочисленные воронки от бомб, а стальные конструкции моста напоминают густо просвечивающее сито. Но мост несет свою вахту стойко, как ветеран, и умрет, видимо, на посту, скорее всего, вместе с дорогой.
И всетаки не хочется, чтобы дорога умерла. Пусть бренд «самого медленного поезда РЖД» комуто обиден, в чемто сродни «самым большим в мире» советским калькуляторам – это наш поезд, наша история, наша победа и наша боль. Это, добавим, совсем рядом с Москвой, ближе уж к столице такой экзотики точно не имеется. Я не знаю детально, каким образом можно эту экзотику «обыграть», чтобы от желающих прокатиться через болото по сказочному «марсианскому» пейзажу, или по мосту, помнящему бомбежки и обстрелы, не было отбоя. Но почемуто кажется, что это сделать возможно.
Павел ИВАНОВ