Компания ОАО «Российские железные дороги» в рамках системной реформы передала пригородные пассажирские перевозки в ведение субъектов Федерации. Это называется третьим этапом реформирования, который начался с 1 января 2011 года.
В конце декабря департамент транспорта и связи Тверской области провел конкурс среди компаний-перевозчиков. Теперь за перевозки в Тверской области отвечают «Московско-Тверская пригородная компания» и «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». Они рассчитали сумму выпадающих доходов с учетом аренды подвижного состава у «РЖД». Получился обоснованный тариф – 48,89 рубля за 10 пассажиро-километров, или за зону. Действующий тариф – 12 рублей за зону. Область должна компенсировать компаниям более 1 миллиарда рублей! В бюджете на этот год запланировано 10 миллионов. Миллиард с «хвостиком» неподъемен ни для областного бюджета, ни для кошельков граждан.
Общественная палата Тверской области, обеспокоенная создавшимся положением, провела общественные слушания «Пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом – новый этап структурной реформы ОАО „РЖД“. Суть реформы: разделение железнодорожных перевозок на четыре сферы ответственности. Одна компания отвечает за пассажирские перевозки, другая – за грузовые, третья – за международные, четвертые (их более десятка) – за пригородные. У каждой свои управленческие функции, дирекция, штаты и коммерческие интересы. Кстати, „Московско-Тверская пригородная пассажирская компания“ – первая пригородная дочерняя компания ОАО „РЖД“, в которую привлечен частный бизнес.
Председатель Общественной палаты Тверской области Владимир Суслов крайне настороженно относится к железнодорожным преобразованиям. Он отметил, что этика и мораль в бизнесе не принимаются в расчет, главное – достижение максимальной прибыли.
Начальник департамента транспорта и связи Церен Церенов напомнил, что из 36 районов области 32 имеют железнодорожное сообщение, 1800 километров – эксплуатационная длина железнодорожного полотна. Каждый житель области пользуется железнодорожным транспортом в среднем 18 раз в год. Церенов специально отметил, что реформа идет от „РЖД“, но регион вынужден принять новшество, естественно, при разумных компромиссах. Потому что электричками в основном пользуются социально слабо защищенные слои населения. Начальник департамента сделал предложение сидящим в президиуме руководителям Октябрьской железной дороги и „Московско-Тверской пригородной пассажирской компании“. Для сокращения расходов и понижения цены на билеты надо передать подвижной состав в ведение субъекта Федерации. Можно заменить локомотивы на дизельную тягу. Призвать к порядку безбилетников. Частично компенсировать затраты из федерального бюджета. Передать в доверительное управление вокзалы и железнодорожные платформы.
Заместитель начальника Октябрьской железной дороги Павел Бурцев настаивал на конкуренции. Если почившее в бозе Министерство путей сообщения совмещало государственные и хозяйственные функции, то работа ОАО „РЖД“ направлена на территориальный принцип управления. Принцип госзаказа фактически принят регионами.
Генеральный директор ОАО „Московско-Тверская пригородная пассажирская компания“ Евгений Хмелевских предложений разрулить ситуацию не вносил. Он рассказал о планах и перспективах, пообещав новые электрички к 2016 году.
По расчету региональной энергетической комиссии Тверской области, которую представлял на слушаниях заместитель ее руководителя Юрий Лейман, обоснованный тариф на перевозку пассажиров – 15 рублей за 10 пассажиро-километров.
Проблема в стадии решения.
Валерий МАРТОВ