Андрей Цуркан – это имя широко известно не только в педагогических кругах Твери и области.
Заслуженный учитель школы Российской Федерации, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, обладатель региональных наград «За заслуги в развитии Тверской области», «Крест святого Михаила Тверского» очень многим помог стать настоящими профессионалами.
Педагог с 40-летним стажем, директор Тверского колледжа имени Коняева, председатель совета директоров учреждений профессионального образования Тверской области Андрей Цуркан сотням своих воспитанников дал путевку в жизнь. Особенностями системы подготовки и воспитания грамотных специалистов Андрей Александрович поделился с корреспондентом газеты.
– Начнем с истоков. Кто помог вам определиться с выбором профессии?
– Конечно, родители. Они стали для меня живым примером. Выпускником Московского торфяного института в 1941 году отец ушел на фронт, боевое крещение принял под Ржевом в 1942 году. После войны вернулся в институт, окончил аспирантуру, защитил диссертацию, долгое время заведовал кафедрой «Детали машин», был проректором по учебной работе. В 1958 году переехал в Тверь (тогда – Калинин) институт, а с ним и наша семья. Сейчас я понимаю, что значило оставить столицу ради провинции – своего рода гражданский подвиг. Не так давно в Тверском государственном техническом университете прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения человека, который отдал этому вузу всю жизнь, – моему отцу. Большое влияние на мое становление оказала мама – доцент кафедры педагогики Калининского педагогического института, потом – Тверского государственного университета.
– Андрей Александрович, в последнее время стали популярны профессиональные конкурсы для студентов средних специальных учебных заведений. Помогают ли они в формировании будущих специалистов?
– Роль конкурсов профессионального мастерства, которые проходят в системе среднего специального образования, достаточно высока. Такие конкурсы позволяют оценить качество подготовки специалистов, их готовность к реальной деятельности. Появились они не вчера, устраивались и в советское время, но если говорить о новшествах, то речь прежде всего пойдет о WorldSkills. Значимость этого конкурса, который осенью пройдет в Тверской области в четвертый раз, заключается в том, что все профессиональные достижения внедряются в образовательный процесс. И если раньше в конкурсе участвовали только избранные, лучшие из лучших, то теперь наша задача состоит в том, чтобы практически каждый студент умел выполнять качественную работу по стандартам WorldSkills.
Не могу не сказать и о конкурсе профессионального мастерства строителей, в котором наш совет директоров традиционно принимает участие. Колледж имени Коняева совместно с ассоциацией «Саморегулируемая организация «Тверское объединение строителей», возглавляемой Сардаром Абдуллаевым, привлекает к его проведению не только опытных профессионалов, но и наших студентов – штукатуров, каменщиков, сварщиков. Ценно, что работы проходят непосредственно на строящихся объектах, и, таким образом, вносится пусть небольшой, но реальный вклад в строительство.
– Институт наставничества необходим на производстве. А востребован ли он в системе среднего профессионального образования?
– Специалисту, получающему среднее профессиональное образование, необходимы практические навыки, умение всё делать своими руками. Это можно приобрести только под руководством наставников. И здесь, конечно, на первое место выходит личность преподавателя и мастера производственного обучения – тех, кто реально готовит студентов к конкурсам профессионального мастерства. От их компетенции зависит результат выступлений студентов. В нашем колледже мастера и преподаватели – это, как правило, высококвалифицированные специалисты, которые в последнее время активно повышают свой профессиональный уровень. Подготовка к конкурсам стимулирует к тому, чтобы быть в курсе современных технологий и регулярно проходить переподготовку. Переподготовка мастеров производственного обучения в системе WorldSkills, что для нас немаловажно, проводится бесплатно.
Значительное число преподавателей и мастеров производственного обучения, перешагнув пенсионный барьер, продолжают работать. Собственно, как и я. В нашей системе как нигде чрезвычайно важен опыт, который, как известно, приходит с годами.
– Помните ли вы своих наставников?
– Конечно! Когда учился в 6-й школе, значимую роль в формировании моей личности сыграл преподаватель литературы Николай Николаевич Лулаков. У него учился Андрей Дементьев, он знал Бориса Полевого, я их обоих встречал на школьных вечерах. И хотя потом я выбрал инженерную специальность, благодарен своему педагогу за то, что он привил мне любовь к литературе и искусству.
В Тверском политехническом институте, где я учился на механическом факультете, большое влияние на меня оказал замечательный человек профессор Михаил Васильевич Мурашов. Преподаватель кафедры торфяных машин и оборудования, он много дал мне как специалисту. А также декан факультета, почетный гражданин города Твери Павел Фёдорович Анисимов, с которым дружили мои родители. На домостроительном комбинате, куда я пришел по распределению, помогли мне состояться в профессиональном отношении директор комбината Зиновий Исакович Тальвинский, его преемник Евгений Александрович Воротников, а также начальник ремонтно-механического цеха Анатолий Арсеньевич Иванов. Он помогал мне, молодому инженеру, вводил в курс дела, и его я тоже считаю своим наставником.
Когда через пять лет пришел в Калининский строительный техникум, мне весьма пригодился практический опыт, приобретенный во время работы на производстве. Я преподавал специальные дисциплины, а в 1989 году занял должность директора.
– А могут ли быть наставники у руководителей учебных заведений?
– Наставничество полезно на всех уровнях. Совет директоров учреждений профессионального образования охватывает все организации, независимо от их ведомственной подчиненности. Всего у нас в области 55 средних профессиональных учебных заведений, в них учатся 25 тысяч студентов, работают порядка трех тысяч преподавателей. Наш совет помогает людям, которые становятся во главе колледжа или профессионального лицея, в решении самых разнообразных вопросов. Ведь молодой руководитель сталкивается с массой проблем учебного, методического, организационного характера. Здесь важны добрый совет, передача опыта.
– Получается многоступенчатость: вы воспитываете руководителей, они – преподавателей, те, в свою очередь, – студентов.
– В эту цепочку надо включить наших партнеров – предприятия. На комбинате «Волжский пекарь», руководимом Лилией Корниенко, реально действует система наставничества. От того, как студентов примут на практике, зависит очень многое. Надо понимать, что сюда идут не только пекари и формовщики теста. Это крупное предприятие, где востребованы также специалисты по автоматизации технологических процессов, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, электрики, станочники и представители многих других профессий.
Востребованы студенты на производственной практике (а потом – и на постоянной работе) в ЗАО «Тверской экскаватор», на Тверском ДСК, которые успешно взаимодействуют с нашими учебными заведениями. Это стало возможным благодаря позиции Николая Пашуева, который возглавляет совет руководителей промышленных предприятий Твери. Предприятия все более заинтересованно принимают молодых людей на практику, потому что эта заинтересованность взаимная. Без участия предприятия вырастить нужного профессионала, удовлетворяющего современным требованиям, невозможно.