К летию первого полета человека в космос Тверское рериховское общество решило не привозить в очередной раз выставку полотен своего гуру Николая Константиновича Рериха, а предпочло воспользоваться «передвижкой» модного прибалтийского художникакосмиста Олега Высоцкого, для чего зимневесенними днями в Тверском городском выставочном центре будет проводить акцию «Дыхание Космоса» (орфографию оригинала рериховских текстов сохраняем). Те, кто в космос никогда не полетит, смогут на него поглазеть и дыхание почувствовать.
Почему это, вполне культрегерское, мероприятие мы назвали акцией? Только по одной причине: рериховцы настолько скептически относятся к интеллектуальным способностям тверитян, что сочли необходимым снабдить презентацию работ Высоцкого лекцией «Идеи космизма в философии, науке и искусстве», плюс художественная программа «Творчество художниковкосмистов», для которой приглашены, видимо, более продвинутые махатмолюбители из СанктПетербурга и Дубны.
Духовный учитель Высоцкого – и этим рериховцы по странности гордятся – за свою творческую жизнь смастерил 7000 (!) полотен (если считать с десятилетнего возраста – по 111 штук в год!). Сколько уже успел его ученик – неизвестно, но если Николай Константинович всетаки кистью писал, то Высоцкий пользуется аэрографом (пульверизатором). Наши серьезные искусствоведы относительно высоцковских картин политкорректно отмалчиваются, а любители прибалтийского художника рассуждают, что его работы якобы «продолжают традицию русской национальной культуры ХХ века… расширяют сознание… пропагандируют единство человека и космоса, ретранслируют бесконечные духовные миры, светописные, живые и полные энергии мира среди других (?! – А.Ш.) миров бесконечной Вселенной, которой управляют Высшие Силы».
С работами Высоцкого можно спокойно познакомиться и в Интернете. Большого выставочного пространства они не требуют, если, конечно, рериховский космофил далек от попыток поэкспериментировать в духе нейролингвистического программирования. Желание чтото сообщить зрителю отлично от желания погрузить зрителя в мир собственных потусторонних «откровений и озарений». Тем паче, что даже при непредвзятом рассмотрении ясно: сюжет и символика многих картин вбирают в себя откровенно религиозные элементы.
Вернемся к «Дыханию Космоса». На выставке обещают пропагандировать идеи «русского космиста», Живой Этики, АгниЙоги – короче, отжившие свой век интеллектуальные и социальные программы.
Если, как это делают косморериховцы, слово «культура» писать с заглавной буквы, то пиетет, с которым это делается, на поверку окажется вымученным. «Культура» Живой Этики, неумело маскирующая ярко выраженный оккультный оттенок, своего сомнительного содержания не изменит и «национальный дух» не укрепит никак. «Живая Этика» – это очередное Кольцо Всевластья из трилогии Толкиена, призванное «всех отыскать, воедино созвать и единой черной волей сковать».
В заключение практический совет тем, кто соберется стройными рядами вести в эти залы школьников.
Дорогие родители! Помните, что мы, взрослые, вправе чтото запрещать, от чегото оберегать наших детей. Любопытствуйте, на какие «выставки» собираются отвести ваших наследников. Кстати, ваше будущее с этим связано напрямую.
Уважаемые учителя! Конечно, псевдоинтеллектуальные сейшены вместо классных часов – это совсем неплохо, но вы, так методично на семинарах рассуждающие о личности и ее духовных ценностях, не забывайте, что наиболее адекватное определение христианской веры состоит в том, что она есть религия личности, а не «Космоса».
Александр ШАБАНОВ, протоиерей, председатель миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии