Думаю, что многие, кто бывал в столичной Третьяковской галерее, видели картины Алексея Гавриловича Венецианова, прямо говорящие о Ржеве. Это «Портрет купца Образцова» (1830-е гг.), «Портрет купчихи Образцовой» (1830-е гг.). Дом В.М. Образцова стоит и поныне на Советской площади в Ржеве: это здание полиции – памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX века раннего классицизма.
В этом доме Василий Михайлович Образцов – тогда городской глава – встречал 20 августа 1824 года 47-летнего императора Александра I в Ржеве. Государь сделал царское приношение супругам купцов Образцова и Пояркова, подарив драгоценное женское нагрудное украшение – фермуар – ожерелье с застежкой особой формы. Именно в этом украсе и изображена первая ржевская леди начала XIX века.
Неоднократно встречалась я и с художественными полотнами этого выдающегося мастера кисти, когда изучала народный этнографический костюм Тверского Верхневолжья. И всегда мне как-то по-особенному чувствовалось, что существует некая таинственная связь между Ржевом и искусством великого русского живописца. Его проникновенная картина «Портрет М.А. Венециановой в русском костюме» (1830 г.) исключительно точно передает ржевский парадный костюм горожанки, о котором исследователи говорят как о самобытном и уникальном образце женского убранства. А головной убор – так называемая «ржевская ряска» представляет собой больше нигде неповторимый и не встречающийся художественный эталон оформления женской красоты. Он изготавливался из волжского речного жемчуга изумительного и редкостного колорита и имел назначение, прежде всего, женского оберега.
Как оказалось, все просто, М.А. Венецианова – супруга художника – это представительница старинного ржевского рода Азарьевых. С Марфой Афанасьевной Алексей Григорьевич прожил полтора десятка лет. В их браке родилось двое дочерей. И, думается, в том числе и благодаря материальной поддержке его ржевского тестя живописец так много сделал для культурного наследия России. Первые сведения о дворянском роде ржевитян Азарьевых обнаруживаются к 1624 году, когда два сына Ивана Ивановича – Михаил и Иван уже обосновались на Верхневолжье. Четыре сына Михаила Ивановича Азарьева – Дей, Лука, Иван и Семён (упоминание об этом имеется по описям 1657, 1678, 1692 гг.) жили в Осеченской волости Ржевского уезда (сельца Лыкино, Голенищево, Тетюево-на-Волге, Лыкошино). Это правый берег Волги (приток р. Упыренки до устья р. Стрижовки). У младшего правнука Ивана Семёновича Азарьева Афанасия Александровича и родилась дочь Марфа Афанасьевна (1780–1831) – будущая супруга художника Венецианова.
Подпоручик Афанасий Азарьев (1752–?) на 1800 год был в отставке и обосновался в сельце Лыкошино Ржевского уезда. Здесь же проживала и семья его двоюродного брата Мирона Корниловича (1743–?), оставившего службу в звании надворного советника. В Сытьково (большое торговое село в Ржевском уезде) в собственном доме проживал их еще один двоюродный брат секунд-майор Аверкий Петрович Азарьев. Его старший сын капитан-лейтенант Дмитрий Аверкиевич (1780– после 1810) служил в морском флоте: кадет морского корпуса (1796), гардемарин (1798), мичман (1800), лейтенант (1808), в 1810-м вышел в отставку. В семье Афанасия Александровича Азарьева кроме Марфы росли сыновья Силуан (1872–?), Никанор (1796–?) и три сестры: старшая (имя неизвестно: 1778–?), Анна (1783–?), Екатерина (1785–?).
Марфа Афанасьевна Азарьева выйдет замуж за А.Г. Венецианова в 1815 году, когда ей будет уже 35 лет. Это будет скорее брак по договору. Все ее сестры уже замужем, есть племянники, она сама – богатая невеста с хорошим приданым и безукоризненной родословной. В 1815 году М.А. Азарьева и А.Г. Венецианов поженились. Жили сначала в Петербурге, где художник работал в земельном ведомстве. А через 3 года семья покупает имение Сафонково в Вышневолоцком уезде на северо-западе Тверской губернии (ему помог в этом тесть). Художник оставляет службу в столице и полностью переселяется в 1819 г. с семьей в тверскую глубинку. В семье растут двое дочерей: Александра (1816–1882), в будущем тоже художница; Фелицата (1818– после 1890).
Искусствоведы утверждают, что подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает именно на двадцатые – тридцатые годы XIX в., когда он живет вместе с Марфой Афанасьевной. Вершиной зрелого творчества художника являются его картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», написанные в это время.
Марфа Афанасьевна была мудрой женщиной: она создала комфортность всех условий семейного жизненного быта, глубоко понимая величину таланта своего мужа. Только ее любовь, только обоюдное беззаветное служение искусству помогли полностью реализоваться ее супругу в своих шедеврах живописи. Она вводила его в круг своих знатных родственников, которые давали новые заказы мастеру, устраивали выставки, снабжали лучшими красками и холстами. Она делала рядовую и незаметную ежедневную работу, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, художник творил красоту вечности. Но в 1831 году супруга умирает. После нее он проживет еще 17 лет и очень трагично окончит свой жизненный путь. Да, будут написаны еще новые гениальные картины, но именно тогда, в эти полтора десятка лет, он нашел себя как творец и как первооткрыватель.
В семье Азарьевых будут еще жены-подвижницы. У Анны Васильевны Азарьевой (1832–?), в замужестве Голенищевой-Кутузовой, она являлась двоюродной племянницей Марфы Афанасьевны, родится внучка Елена (1879–1955), которая станет супругой легендарного Н.К. Рериха.
Заканчивая свое повествование об Азарьевых – Венециановых, скажу следующее. Как недостойно мало мы знаем о своей малой родине, как не верим своим родным корням, как не бережем свет прошлого опыта предков. В 1831 г. А.Г. Венецианов написал портрет своей Марфы Афанасьевны Азарьевой, ржевской матроны, своей благодетельницы и надежному спутнику жизни. Чтобы мы с вами об этом помнили.
Ольга КУЗЬМИНА