Шел автобус пятый номер: история тверского транспорта от беспредела до госконтроля | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Шел автобус пятый номер: история тверского транспорта от беспредела до госконтроля

22:02

03 февраля 2022

Автор: Сергей САВИНОВ

2907

фото: Максим Школьников/РИА Верхневолжье
фото: Максим Школьников/РИА Верхневолжье

Ровно два года назад, 3 февраля 2020-го, в регионе перезапустили систему пассажироперевозок. Строго говоря, выстроили ее заново на месте прежней, полностью убитой диким коммерческим рынком. Напомним, совсем недавно Тверь в плане транспорта напоминала город в одной из стран третьего мира – рваные «газели» и грязные «пазики» носились по улицам, распугивая пешеходов и подрезая другие автомобили. Ни о какой мало-мальски внятной схеме речи не шло, маршруты прокладывались как попало, а поездка на очередном рыдване с ревущим двигателем и не говорящим по-русски водителем вполне могла закончиться травмпунктом.

Сейчас в подобное уже трудно поверить, хотя времени прошло всего ничего. А ведь регион шел к переменам долгие годы, и в какой-то момент стало казаться, что ситуацию не исправить. Неудивительно, что слова Игоря Рудени о намерении навести порядок в сфере пассажироперевозок вызвали скептические улыбки. Губернатора тогда посчитали наивным – как выяснилось, зря.

О планомерной работе областной власти с целью вывести из «тени» сферу пассажироперевозок рассказал портал «ТОП Тверь«.

Транспорт «по понятиям»

Для того, чтобы охватить масштаб проблемы, нам придется ненадолго заглянуть в прошлое. Первое время после развала Союза коммерческие перевозчики действительно были хорошей альтернативой загибающемуся общественному транспорту. Подвижной состав постсоветской Твери стремительно приходил в негодность, хирел и уже не мог дать горожанам качественную услугу. Помните толпы на остановках и битком забитые автобусы? Иной раз доходило до того, что из-за большого наплыва желающих уехать водители не могли закрыть двери в салон. Бывало и так, что автобусы трогались, и «лишние» пассажиры были вынуждены спрыгивать на ходу. А то и просто падали.

Естественно, народ быстро оценил преимущества коммерческих микроавтобусов – сперва это были латвийские «рафики», которые, как впоследствии выяснилось, были нужны только России, а потом появились отечественные «Газели». В отличие от муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев маршрутки ходили часто, а еще их было много. Автор этих строк прекрасно помнит, что общественный транспорт, к примеру, до поселка Литвинки в черте города приходилось ждать минут по сорок, а то и дольше. «Рафики» же курсировали каждые пять минут.

В какой-то момент эти две параллельные ветви транспорта дополняли друг друга, но уже вскоре произошел перекос в пользу коммерческих перевозчиков. Они плодились и множились, зачастую дублируя уже существующие маршруты муниципалов. Разумеется, в условиях такой первобытной конкуренции у общественного транспорта не было никаких шансов. Ответственные чиновники откровенно «забили» на него, тем самым негласно поддерживая беспредел маршруток.

Доходило в итоге до того, что проверяющих от городской администрации встречали на конечных остановках крепкие парни и в духе приснопамятных девяностых объясняли, что лезть в чужой монастырь, то есть в бизнес, чревато последствиями. Что говорить – на рынке маршрутных такси цвели самые настоящие бандитские нравы, ведь чем еще можно объяснить поджоги машин конкурентов? А ведь подобное тоже было. И не только. Перевозчики нарушали все мыслимые и немыслимые правила, регистрировали псевдо-экскурсионные маршруты и вовсю использовали нелегалов. ДТП с участием «пазиков» стали обычным явлением, а посты ГИБДД на городских улицах вызывали транспортный коллапс – водители без прав и регистрации просто-напросто сходили с маршрутов и прятались по кустам. А на остановках в это время их ждали пассажиры – кто-то опаздывал на работу, кто-то в больницу.

Терпеть подобное в двадцать первом веке было немыслимо, но любые попытки отрегулировать рынок наталкивались на яростное сопротивление перевозчиков и курирующих их чиновников. Для того, чтобы сломать эту злополучную схему, понадобилась по-настоящему стальная воля нового на тот момент губернатора. Первой в очереди, напомним, стала Тверь, а вместе с ней и Калининский район – 3 февраля 2020 года в рейс вышли первые синие автобусы «Транспорта Верхневолжья». Естественно, не все прошло гладко, схема требовала обкатки, но нужно отдать должное – недочеты устранялись оперативно, а замечания принимались к сведению.

Вскоре новый транспорт заработал уже как полноценная система, а летом 2021 года синие автобусы появились еще в ряде муниципалитетов – Старице, Ржеве, Зубцове и Кимрах. В марте года текущего ожидается новое пополнение – Конаковский район. А в перспективе новая транспортная модель охватит весь регион.

Транспорт по закону

Основной задачей, которая стояла перед областным руководством, была легализация пассажироперевозок, вывод этой общественно важной сферы из «серой» зоны. По сути, это стало частью комплексной работы по консолидации активов – в одном ряду с теплосетями, водоканалом и обращению с отходами. К этому времени и страна в целом, и наш регион в частности убедились: все это необходимо вернуть под государственный контроль.

А теперь давайте немного отойдем от терминов и поговорим просто, по существу. Что такое новая транспортная модель на деле? Начнем с того, что это полностью прозрачная система общественного транспорта – тарифы на проезд регулируются, а не придумываются «от балды», как это было с маршрутками. И оплатить можно не только наличными, но и банковской картой, причем чисто финансово это значительно выгодней.

Схема движения по маршруту меняется только в исключительных случаях – например, из-за ремонта дороги. А сами маршруты можно отследить в мобильном приложении, не выспрашивая у прохожих, на какой автобус нужно сесть, чтобы доехать до центра. К слову, удобство приложения оценил даже премьер-министр Михаил Мишустин во время своего визита в Тверскую область. Хотя это уже немного другая история.

Сами автобусы – полностью новые, отвечающие современным требованиям безопасности и доступности, что немаловажно для горожан с ограниченными возможностями. И, конечно, на всех линиях «Транспорта Верхневолжья» действуют льготы – те самые, о которых старательно «забывали» владельцы и водители старых маршруток. По факту, именно в 2020 году в Твери появился общественный транспорт в правильном понимании – не только как средство доставки из пункта А в пункт Б, но и современный, комфортный, а также, что важно, действующий в правовом поле России.

Впрочем, об удобстве «Транспорта Верхневолжья» для пассажиров говорят и пишут довольно часто. Мы же еще хотели отметить пару моментов со стороны тех, кто с утра садится за руль синего автобуса и везет пассажиров по маршруту. Ведь о водителях на самом-то деле известно мало: кажется, единственное, на что обращают внимание пассажиры – форменная одежда. Однако это далеко не единственная деталь их работы. Помимо самого вождения, разумеется.

Вы, например, знали, что обед у водителей не час, а целых два, бывает, что и три? Шофер делает несколько рейсов, отдыхает на базе и потом уже возвращается на линию. Причем, как нам стало известно от знакомых водителей, в комнате отдыха есть даже небольшая библиотека, собранная самими сотрудниками «Транспорта Верхневолжья».

Или еще, к примеру, вы слышали о футбольной команде, где играют работники предприятия? Мы уж молчим о профсоюзе, которого и быть не могло в тех же «серых» конторах, заправлявших еще пару лет назад тверским рынком пассажироперевозок. Но самое главное – это, пожалуй, возвращение престижа профессии и самого общественного транспорта. Теперь при этом словосочетании у жителей области не возникает картинка обшарпанной «газели» и прокуренного водителя в сальном пуховике.

И это еще одна маленькая победа реформы.

-1
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

В Твери иномарка сбила электросамокатчика

22:27 / 03.05.2024 358

Губернатор Игорь Руденя обсудил с главой Нелидовского округа ремонт школы и газификацию

21:43 / 03.05.2024 812

В учреждения здравоохранения Ржева поставят новое оборудование

21:11 / 03.05.2024 393

Правоохранители разыскали виновника смертельной аварии в Твери

20:44 / 03.05.2024 2066

В Тверской области по программе комплексного развития сельских территорий строят школу на 250 мест, детские и спортивные площадки

20:25 / 03.05.2024 177

В Твери на некоторых улицах приостановлено движение автобусов

19:45 / 03.05.2024 713

Вертолет санитарной авиации эвакуировал пациентку из поселка Кесова Гора в тверскую ОКБ

19:08 / 03.05.2024 3531

Великая суббота: как православные христиане проводят последний день перед Пасхой

18:45 / 03.05.2024 820

Тверская область направила в зону СВО автомобили, оснащение, куличи и письма от школьников

18:18 / 03.05.2024 408

Внучка академика Лихачева встретилась с сотрудниками ВИЭМ

17:31 / 03.05.2024 228

Предварительное голосование партии «Единая Россия»: открытость и легитимность

16:44 / 03.05.2024 314

Спасатели разыскали в лесу Тверской области пропавших детей

16:35 / 03.05.2024 1091

Следователи Тверской области рассказали школьникам о коррупции

15:58 / 03.05.2024 252

Мегафон: в Верхневолжья женщины активно занимают руководящие посты в компаниях

15:30 / 03.05.2024 184

Больше 5800 педагогов Тверской области будут получать удвоенные выплаты

15:00 / 03.05.2024 302

Суд отправил под стражу первомайского воришку из Твери

14:53 / 03.05.2024 371

Традиционные ценности, поддержка семей — основа госпрограммы «Молодежь Верхневолжья»

14:47 / 03.05.2024 297

Читатель Толстов: от маникюрщика до постижения тайн математики

14:38 / 03.05.2024 229

В Твери организована продажа пасхальных куличей

14:15 / 03.05.2024 188

Сколько веревочке не виться: тверские полицейские поймали «опытного» вора

14:10 / 03.05.2024 450

Спрос на продукты для шашлыка растет на фоне снижения общих продаж мяса

14:06 / 03.05.2024 242

Живопись, вдохновленная архитектурой, будет представлена в «Знаменском — Райке»

14:00 / 03.05.2024 423

Тверской Росреестр зарегистрировал в ЕГРН земельный участок под воинское захоронение в Андреапольском округе

13:55 / 03.05.2024 255

Афиша мероприятий на выходные дни в Верхневолжье

13:27 / 03.05.2024 557

В Тверской области выполнят второй этап ремонта автодороги Торжок – Высокое – Берново – Старица

13:11 / 03.05.2024 433

Трое бойцов из Оленинского округа пали в боях за освобождение села Работино

12:55 / 03.05.2024 831

В начале мая в Тверской области зарегистрировано 523 обращения граждан по поводу укусов клещей

12:35 / 03.05.2024 482

Холодная и длинная рука Арктики: 4 мая в Верхневолжье ожидаются заморозки

12:29 / 03.05.2024 488

Общественная палата Тверской области проводит кампанию «Что читают наши дети?»

12:23 / 03.05.2024 251

Жительница Тверской области солгала в суде, защищая мужа-угонщика

12:01 / 03.05.2024 264