Уроки на основе информационных технологий должны помочь саморазвитию ученика, считают педагоги
В Заволжской средней школе Калининского района три года назад был только обычный класс информатики со старыми компьютерами. В 2008 году школа приняла участие в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант в миллион рублей. На эти деньги обновили технику в компьютерном классе и начали создавать свой информационный центр.
– Сначала здесь было всего шесть машин, – рассказывает методист по информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) Елена Копейкина. – Затем началась программа информатизации. В 2009 году мы стали базовой школой, и наш класс оборудовали по высшему разряду, даже Wi-Fi есть.
В 2007 Тверская область выиграла конкурс среди субъектов РФ, осуществляющих модернизацию системы образования. За три года в регионе создано 170 базовых школ (в Твери 29), в которых открыты информационные центры, оборудованные по последнему слову техники. Единая ведомственная региональная сеть, в которую их объединили, позволяет педагогам участвовать в видеоконференциях, пользоваться материалами тверского образовательного портала, а главное – оперативно обмениваться друг с другом нужной информацией. Курирует проект государственное учреждение «Центр информатизации образования Тверской области» (Тверьинформобр). Школы, не попавшие в программу, пока развиваются самостоятельно.
Заволжской школе повезло. Пресловутый уровень ИКТ, о котором так любят говорить чиновники, был здесь тогда не на высоте. Большинство педагогов предпочитало обходить сложную технику стороной, а дети, научившиеся работать с компьютером дома, прекрасно ориентировались в играх и Интернете, но даже базовые программы знали плохо. За два года интенсивной работы ситуацию удалось изменить. Опытные учителя помогли коллегам освоить азы компьютерной грамотности, ученики свои знания подтянули в информационном центре, который работает три с половиной часа в день.
Уроки и домашние задания с использованием ИКТ – для Заволжской школы теперь обычная практика. В восьми классах уже стоят компьютеры с выходом в Интернет, с проектором или интерактивной доской. В следующем году их станет еще больше. Среди учителей даже началась конкуренция за право работать с новой техникой. Педагогов, которые не умеют пользоваться компьютерами совсем, практически не осталось, но и их обучат в течение года. Кстати, ИКТ активно внедряют и в начальной школе. Яркие и живые уроки особенно нравятся первоклашкам, а с третьего класса дети учатся работать за компьютером в информационном центре.
Правда, есть у этого процесса и обратная сторона: дети устали делать бесконечные презентации. Ученица 9-го класса Кристина Мордикова – известная в школе спортсменка, но скидок ей никто не делает.
– Создаю эти презентации только ради оценки, мне вообще компьютер не интересен, – призналась Кристина.
Ее одноклассник Максим Крылов тоже не стремится повышать свой ИКТ и не желает, чтобы все уроки велись с использованием высоких технологий. Он не считает, что это так ему необходимо. А вот шестиклассник Исмаил Истаев любит и умеет работать на компьютере. В прошлом году он занял первое место в младшей подгруппе на конкурсе презентаций среди школьников Калининского района (подобный конкурс уже дважды проводился и среди учителей). В подарок получил веб-камеру. Мама оценила успехи сына и купила ему первый домашний компьютер. Исмаил на достигнутом останавливаться не собирается и уже начал осваивать фотошоп.
– Перекормить детей ИКТ легко, – соглашается Елена Копейкина. – На ближайшие годы наша задача не увеличить количество, а улучшить качество. В этом году у нас наконец-то появился высокоскоростной Интернет, 2 мегабайта в секунду, что позволит существенно расширить использование новых технологий. Раньше скорость была всего 128 килобайт в секунду.
Елена показывает на компьютере созданный ею веб-квест. В Европе это уже обычная практика, у нас – редкость. Ученику предлагается за определенное время найти информацию в сети и обработать ее. Задание разбивается на этапы и дается в игровой форме. Первыми выиграть занимательную игру попробуют ученики третьих и четвертых классов.
Информационный центр, медиатека, компьютеризация кабинетов – региональный проект помог шагнуть школе на новый уровень. Дальше придется развиваться самостоятельно, хотя «Тверьинформобр» продолжает осуществлять техническую поддержку. Чего-то кардинально нового в ближайшие годы не предвидится, да и есть ли смысл так гнаться за прогрессом? Сначала нужно по полной программе освоить то, что уже есть. Елена Копейкина уверена: основная задача школы не обучить ребенка работе с крутыми программами и не загрузить ИКТ на каждом уроке, а дать инструмент саморазвития.
О достижениях Заволжской школы в сельской Васильевской того же Калининского района только мечтают: у нее другие статус и финансирование, а следовательно, возможности. Учитель информатики Галина Сидорова показывает скромный компьютерный класс. Всего семь машин и только три из них нового поколения, которые учебное заведение получило по президентской программе компьютеризации сельских школ. Галина пришла в школу несколько лет назад, когда уроки информатики здесь вообще не велись – не могли найти учителя. Сейчас все потихоньку меняется к лучшему.
В конце года в школе ждут четыре новых компьютера и цветной струйный принтер, а пока на уроках детям приходится сидеть за персональным компьютером вдвоем, а иногда даже втроем. Правда, на некоторых занятиях кабинет почти пустой. Например, в десятом классе учатся всего два ученика. Несколько раз в неделю в кабинете проходят занятия кружка «Я и компьютер». Его посещают 15 детей (всего в школе 136 учеников), у которых дома пока нет собственного ПК. Они учатся печатать, создавать презентации и работать в фотошопе.
С Интернетом здесь большие проблемы. За медленную, а порой просто никакую скорость школа платит 2500 рублей – это средняя цена по Калининскому району и Твери. Учителя им пользуются редко. Уровень ИКТ среди педагогов пока низкий.
Главная инновация этой школы – молодой директор. Светлана Картунова долгое время работала учителем английского в одной из базовых школ Калининского района и вступила в новую должность только в сентябре. Она не строит грандиозных планов, но обещает маленькую техническую революцию.
– Моя главная мечта – компьютер и интерактивная доска хотя бы в одном кабинете. Учитель может подготовить прекрасный урок с использованием ИКТ, но показать его детям у него не получится, – огорченно разводит руками директор. – Интерактивная доска стоит 100 тысяч рублей, для нас это очень дорогое удовольствие. Я лучше сначала поставлю новые компьютеры в класс информатики. Спасибо администрации Калининского района. Стараются вникать в наши проблемы и помогают чем могут.
Несмотря на очевидные трудности, уровень ИКТ среди учеников здесь соответствует норме, дальше развиваться им мешает лень.
– Нашу молодежь больше интересует сайт «Одноклассники», чем использование компьютера для решения творческих задач, – сетует Галина, но тут же замечает, что в прошлом году ее ученики заняли третье место в конкурсе бизнес-планов среди школ района.
Васильевская школа идет пусть и медленными шагами, но по правильному пути. Главное препятствие не отсутствие средств, а медленное угасание поселка. Если 20 лет назад здесь было пять тысяч жителей, то сейчас всего одна. Трудно предсказать, как будет выглядеть Васильевский Мох даже через пять-десять лет, не говоря уже о более отдаленной перспективе.
Средняя школа № 27 Твери с углубленным изучением отдельных предметов эстетической направленности тоже не попала в региональный проект по информатизации образования, но успешно справляется своими силами. С 2005 по 2008 год учебное заведение выиграло два миллионных гранта благотворительного фонда «Вольное дело». Деньги пошли на обновление мебели и закупку новых компьютеров. Самые лучшие из старых отдали в подведомственный детский сад. Здесь дети впервые знакомятся с техникой – занятия идут всего по 15 минут. В школе сейчас два компьютерных класса. С утра здесь проходят занятия по информатике, с обеда они открыты для всех желающих.
В школе учатся в основном дети из рабочих семей, на благосостоянии которых очень серьезно сказался кризис. Педагоги провели опрос и выяснили, что только у каждого пятого ребенка есть дома компьютер. Получается, что 80 процентов учеников могут получить навыки работы на ПК только в школе. Однако уровень ИКТ у детей высокий – на городских и областных олимпиадах по информатике они регулярно занимают призовые места.
– Мы ставим перед собой серьезные задачи, – рассказывает заслуженный учитель РФ, директор 27-й школы Валентин Новосёлов. – Все классы должны быть оборудованы компьютерами, проекторами и интерактивными досками. В этом году проведем Интернет во все классы и сделаем местную сеть, наймем на работу системного администратора. Учителям тоже предстоит потрудиться. Половина из них пока толком не умеет общаться с компьютером. Еще одна задача – установить оборудование для дистанционного обучения дома у наших двух детей с ограниченными возможностями. Его предоставил департамент образования.
В этом году в школе появился скоростной Интернет, пришел завуч по ИКТ. Ему и предстоит решать задачи, поставленные директором. Хороший задел уже есть. Многие учителя активно используют ИКТ в своей работе, а создание презентации – обычное домашнее задание, которое дети выполняют в компьютерных классах.
– Для наших учеников новые технологии пока все-таки в новинку, – рассуждает директор. – Но я прекрасно понимаю, что, если использовать ИКТ при каждом удобном случае, это быстро надоест. ИКТ должны дополнять, а не заменять процесс обучения. Мы будем искать баланс для каждого конкретного предмета и учителя.
Планы у Валентина Васильевича грандиозные. Для школы необходимо закупить обучающие диски по всем предметам, а еще предстоит решить, на каком программном обеспечении оставаться. Лицензии на Windows истекают через несколько месяцев. Этот вопрос всегда решался на федеральном уровне, и на этот раз школам обещают продлить лицензии, но рекомендуют переходить на бесплатный Linux, который оптимизировали по заказу государства. Только снова придется переучиваться. С этой системой работать сложнее.
Расхожее мнение, с которым соглашаются и обычные граждане, и специалисты: нынешняя школьная система формирует личность с заданными свойствами, а именно послушного, управляемого исполнителя, не желающего самостоятельно
Андрей САБЫНИН