Переход на новые стандарты, развитие кружковой работы, школьной инфраструктуры, внедрение дистанционного обучения, изменение статуса образовательных учреждений – эти и другие изменения ожидаются в школах в новом учебном году.
О ближайших перспективах развития образования журналистам рассказала Наталья Сенникова, начальник департамента образования Тверской области.
Большим достижением является то, что в новом учебном году закрыта проблема аварийных зданий.
– По перечню в области было семь аварийных школ, но за два последних года с использованием средств федерального, регионального и местных бюджетов проведен капитальный ремонт зданий. Проблема снята. На сегодняшний день у нас нет аварийных зданий, – констатирует Наталья Сенникова. – Знаковым событием стало открытие после капитального ремонта средней школы № 11 в Твери.
При этом Наталья Александровна не отрицает, что многие здания школ и пришкольные территории находятся если не в аварийном состоянии, то, во всяком случае, в очень непрезентабельном виде. Подтеки на потолках и стенах из-за протекающих крыш, обвалившаяся штукатурка, потрепанные оконные рамы, проржавевшие системы водопровода и канализации, не греющая система отопления – все это распространенные явления в наших школах. На вопрос о том, какая общая сумма финансирования необходима для того, чтобы привести в порядок всю школьную сеть области, начальник департамента образования затруднилась ответить, предложила прикинуть «на глазок»:
– Предположим, хотим иметь все школы, как 11-я. Она очень красивая, теплая, отремонтирована с использованием новейших материалов. Рядом построены современные спортплощадки… Учтем, что не все нуждаются в таком большом ремонте, давайте сумму в три раза уменьшим. Для ремонта школы № 11 истрачено более 150 миллионов рублей, поделим на три – в среднем примерно по 50 миллионов на одну школу. А школ у нас 581, умножим и получим просто нереальные цифры.
Цифры и впрямь нереальные. Если продолжить эти вычисления вслед за Натальей Александровной, то можно разделить полученное число на 300 миллионов – примерно в такую сумму обошлась подготовка школ к новому учебному году, учитывая средства бюджетов всех уровней на косметический и капитальный ремонт. Около ста лет – целый век! – потребуется для осуществления всех мечтаний о современной, уютной, красивой и теплой школе в каждом микрорайоне городов, в каждом селе или поселке.
Возможно, по некоторым параметрам мечты осуществятся и раньше. Такую надежду внушает проект «Наша новая школа», созданный по инициативе Президента РФ.
– Новизна проекта в том, что он оценил школу по всем параметрам, – поясняет Наталья Сенникова. – Одно из важных направлений проекта – «Школьная инфраструктура». В нем заложено множество аспектов, связанных с организацией школьного пространства таким образом, чтобы были созданы условия не только для проведения уроков, но и для кружковых занятий, секций. Второй очень важной составляющей становится организация горячего питания школьников. В этом году мы включены в федеральный проект по организации горячего питания школьников. По его условиям, администрация Твери берет на себя обязательства по ремонту и установке нового оборудования в школьные столовые города. А администрация области будет строить комбинат школьного питания. Надеемся, что за два года мы такой комбинат построим.
В проекте «Наша новая школа», рассказала Наталья Сенникова, одно из главных нововведений – переход на новые образовательные стандарты, он начинается в этом учебном году в качестве эксперимента в системе общего и начального профессионального образования. На конкурсной основе в Тверской области выбрано 11 общеобразовательных учреждений разного типа: школы-гимназии, городские и малокомплектные сельские. Первоклассники в этих школах будут первыми учиться по новым образовательным стандартам. А с 1 сентября следующего года первые классы всех школ области перейдут на них, опираясь на опыт участников эксперимента.
Новые образовательные стандарты ориентированы на расширение практической деятельности детей. Поэтому в дальнейшем будет уделяться большое внимание внеурочной деятельности, системе дополнительного образования. И в урочной деятельности будут развиваться такие формы, как уроки-экскурсии, практикумы. По новому базисному учебному плану предусмотрено до десяти часов кружковых занятий в неделю, которые ребенок будет выбирать сам.
Другое направление проекта «Наша новая школа» – здоровьесбережение. Во всех школах Тверской области к 1 сентября созданы кабинеты здоровья, которые должны стать координационными центрами по формированию здорового, активного и безопасного образа жизни.
Следующее направление – поддержка талантливой молодежи, предусматривающая не только систему грантов молодым дарованиям, но и создание среды для развития творческих способностей и выявления талантов. Иными словами, и здесь делается упор на развитие системы дополнительного образования.
Уже в нынешнем учебном году начнется работа по определению будущего статуса школ в рамках 183-го федерального закона. На муниципальном и региональном уровне будут приниматься решения о том, какие образовательные учреждения станут казенными, какие – бюджетными, какие – автономными. Судя по отзывам педагогов, они ждут преобразований со страхом. Учителя малокомплектных школ, уцелевших после оптимизации школьной сети, опасаются, что дальнейшие потрясения сотрут с лица земли малокомплектную школу как вид.
– Сокращение числа школ – не самоцель, – утверждает начальник департамента образования. – На мой взгляд, через год этот процесс не будет таким быстрым и ощутимым. Здесь свою роль сыграла и демография. У нас большая часть школ – сельские с наполняемостью классов от 5 до 10 детей. Поэтому муниципалитеты решали, что лучше: создать условия, которые соответствуют всем стандартам, в школе, где скоро просто не будет детей, или же затратить деньги на подвоз детей в другие школы. В очень многих муниципальных образованиях за четыре года была проведена большая содержательная работа по оптимизации школьной сети. В нашей области 43 муниципалитета, сеть уже достаточно плотная. И я думаю, но это мои личные оценки, через год-два этот процесс «устаканится». Причем уже поднимается другой вопрос – начинаем прирастать начальной школой. В области в этом году на 300 первоклашек больше, чем в прошлом. В городских школах возникла проблема переполненности первых классов. Значит, система должна будет примеряться к растущему количеству обучающихся детей.
Марина РУЧКИНА