На заседании постоянного комитета по бюджету и налогам, которое состоялось 10 июня под председательством Константина Буевича, рассмотрено четыре вопроса повестки дня, включая пакет федеральных законопроектов с поправками в налоговое законодательство, Бюджетный кодекс и федеральный бюджет.
Итак, в Государственную Думу Правительством Российской Федерации представлен пакет законопроектов, включающих в себя поправки в налоговое законодательство, Бюджетный кодекс, а также поправки в федеральный бюджет. Принятие этих поправок позволит реализовать поручения Президента РФ, содержащиеся в Послании Федеральному Собранию, и обеспечить эти поручения необходимыми финансовыми ресурсами.
В частности, комитетом рассмотрен проект федерального закона № 638814-8 «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» (об установлении семейной налоговой выплаты). Законопроектом предусматривается механизм, при котором родителям в семьях с двумя и более детьми со среднедушевым доходом менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в месяц будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ.
Ежегодная выплата будет осуществляться Фондом пенсионного и социального страхования РФ каждому из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет при условии их обучения в образовательной организации по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) при отсутствии у заявителя задолженности по уплате алиментов.
Размер ежегодной выплаты определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 % в полном объеме. Предусматривается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.
Также комитетом рассмотрен проект федерального закона № 639660-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В числе основных изменений:
— установление возможности списания двух третей задолженности субъектов РФ (по состоянию на 1 марта 2024 года) по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов, при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций;
— с учетом планируемых налоговых новаций устанавливается распределение дополнительных доходов между уровнями бюджетной системы посредством уточнения нормативов зачисления налоговых поступлений. Законопроектом предусмотрено направление всех дополнительных доходов, возникших в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки (свыше 13%), в доход федерального бюджета;
— начиная с 2025 года предусматривается право использования субъектом РФ (муниципальным образованием) экономии средств, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов, на финансовое обеспечение реализации нацпроектов (сейчас такие средства подлежат централизации в федеральном бюджете).
Кроме того, комитетом рассмотрен проект федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
В частности, законопроект предусматривает корректировку налоговой системы в части налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, акцизов, не нефтегазового налога на добычу полезных ископаемых, упрощенной системы налогообложения и ряда других налогов.
Так, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) предлагается введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая отвечает запросам общества на повышение справедливости распределения налоговой нагрузки в зависимости от уровня доходов граждан.
Устанавливается 5 ставок вместо существующих 2:
13% – для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс. руб. в месяц);
15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
18% – от 5 млн до 20 млн руб. в год;
20% – от 20 млн до 50 млн руб. в год;
22% – свыше 50 млн руб. в год.
Повышенные ставки предлагается применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас. При этом налогообложение НДФЛ доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.
Повышая налоги для граждан с высокими доходами, предлагается одновременно снижать их для семей с детьми, которые в этом нуждаются, через механизм вычетов и так называемых семейных налоговых выплат. Одновременно предусматривается увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей (на второго ребенка – с 1 400 до 2 800 руб.; на третьего и на каждого следующего ребенка – с 3 000 до 6 000 руб. Одновременно увеличивается совокупный доход для применения вычетов с 350 тыс. до 450 тыс. руб.).
Устанавливается новый налоговый вычет в размере 6000 рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдает нормативы ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию. Новая мера направлена на стимулирование здорового образа жизни среди населения и снижение расходов на медицинские услуги.
Что касается отдельных видов доходов граждан. Здесь предлагается установить ставку налога на доходы от реализации имущества и сохранить её на уровне 13% – до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше единая ставка – 15%.
Предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходов по операциям с ценными бумагами, которые находятся в портфеле граждан менее пяти лет.
С целью сохранения стимулов для развития финансового рынка и неувеличения нагрузки на большинство граждан, хранящих сбережения в банках, предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходам по операциям с ценными бумагами.
Предлагается ограничение применения льгот по НДФЛ в виде освобождения от налога на доходы физических лиц при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 млн руб. в год. Сегодня для тех граждан, кто имеет в портфеле бумаги и хранит их более пяти лет, отсутствует налогообложение. В этом случае предельная ставка НДФЛ составит 15%.
Законопроектом также предусматривается увеличение НДФЛ, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
Также проектом закона предлагаются новые меры в области налогообложения имущества и прибыли организаций. Это связано с созданием новых инструментов налогового стимулирования и послужит развитию экономики в целом. Предусмотрен и ряд других новаций. Предполагается, что дополнительные средства от налогов пойдут на социальные цели: повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, социальную инфраструктуру.
По итогам рассмотрения комитет рекомендовал Законодательному Собранию поддержать представленные федеральные законопроекты.
— Мы получили из Государственной Думы проекты федеральных законов, которые предлагают ряд важнейших изменений в Бюджетный кодекс и в две части Налогового кодекса. В первую очередь, это касается введения прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц от 13 до 22% (в зависимости от суммы дохода). Также это касается налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения, акцизов и ряда других налогов. Главная цель новаций — установление справедливых налогов. То есть, богатые должны платить больше, а семьи с двумя и более детьми и среднедушевым доходом не более 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц – получать налоговые вычеты. Кроме того, доходы участников СВО в связи с участием в ней не попадают под повышение НДФЛ. Считаю, что, если поправки будут приняты в текущую сессию (а большинство из них, согласно законопроектам, вступает в силу с 1 января 2025 года), мы успеем сформировать и федеральный, и региональный бюджеты уже с учетом предложенных новаций. Таким образом, налоговая реформа должна дать дополнительные ресурсы для решения важнейших государственных задач, снизить неравенство в обществе и в развитии регионов страны, — сказал, комментируя итоги рассмотрения законопроектов, председатель комитета по бюджету и налогам Константин Буевич.
Кроме того, комитет рассмотрел законопроект «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций — резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Эммаусс» (ОЭЗ «Эммаусс»), созданной на территориях Калининского муниципального округа Тверской области и Конаковского муниципального округа Тверской области» и рекомендовал областному парламенту принять его в двух чтениях.
На основании проведенного анализа налогового режима особых экономических зон всех типов, созданных на территории ЦФО, сделан вывод о целесообразности установления в Тверской области пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций — резидентов ОЭЗ «Эммаусс» на следующем уровне:
— 0 % — в течение семи лет, начиная с первого числа отчетного периода, следующего за отчетным периодом, в котором в реестр резидентов ОЭЗ внесена запись о регистрации налогоплательщика в качестве резидента, но не более срока существования ОЭЗ;
— 5 % — в период с восьмого по двенадцатый год включительно;
— 13,5 % — по истечении двенадцати лет.
Принятие проекта закона позволит создать благоприятные условия для развития инвестиционных проектов на территории ОЭЗ «Эммаусс» и расширить портфель инвестиционных проектов, реализуемых на территории Тверской области.