Журналистский десант РИА «Верхневолжье» продолжает путешествие по Тверской области в рамках проекта «Народный путеводитель»
Отобедав на досуге пожарскими котлетами в Торжке, пора было задуматься и о гарнире. И поэтому следующей контрольной точкой стал город Кашин, где в эти выходные состоялся «Фестиваль каши».
Событие проводится с 2013 года. Это был довольно скромный праздник местного масштаба, теперь он вышел на межрегиональный уровень и встречает гостей и участников из Ярославля, Тулы, Воронежа, Московской области, из других городов. Кто-то готовит блюда на полевой кухне и борется за звание «Лучший кашевар».
Другие участвуют в фольклорной программе, а кто-то приезжает понаблюдать за развитием событий со стороны. Ну и покушать, соответственно.
Есть что поесть
Взаимосвязь между таким тематическим праздником и местом его дислокации найти несложно. Происхождение названия Кашина имеет множество легенд – научных и не очень. Самая «официальная» гласит, что финно-угры назвали речку «Кашина», т.е. речка, поросшая камышом. Город, соответственно, располагался на ее берегу и название сие унаследовал. А народная версия связана непосредственно с самим гвоздем программы «Фестиваля каши».
– Традиция есть кашу – общепринятая на Руси. Раньше в складчину и на праздники ее варилось очень много и для всего мира, так называемая «мирская» каша. Раздавалась она бесплатно тем, кто такого удовольствия себе позволить не мог. По еще одной легенде, первыми из славян здесь появилась новгородская вольница. Люди неуправляемые и свободолюбивые, наделав дел на Волге, они направлялись на кашинскую землю обождать, пока все утихнет. Так появилось выражение «сюда на кашу», что означает временное пристанище. А у нас многое временное потом становится постоянным, – высказывает свое мнение о происхождении названия города Юрий Зайцев. Под его предводительством появился еще один бренд Кашина – «Музей каши».
Заварить кашу, приехать на кашу, устроить свадебный пир, который в старину называли «чинить кашу». Каша для русского человека всегда была больше, чем просто еда, ее приносили в дар богам как самое дорогое. Любой повод – на столе всегда стояла каша. Приняв христианство, мы получили очень долгий пост – порядка 200 дней в году. Чтобы его соблюдать, нужны правильные продукты. Поэтому из злаков готовили масло, кашу, квас. Горох заменял белок. Люди могли поститься и вести привычный образ жизни. И этот музей, совсем молодой, открывшийся всего четыре года назад, – он не только и не столько о еде. Здесь раскрывается русский дух и запах Руси, показывается и воспитание, и отношение мужа к жене, молодых к старикам. Но не без гастрономического момента: под рассказы о традиционных укладах русской семьи здесь можно отведать гороховую кашу с солеными огурцами и добротный квас.
А в это время, «в поле», а точнее в кашинском городском саду, в котелках и мультиварках бурлят каши другие. Семяниха – старинный рецепт приготовления гречки с белыми грибами, луком и яйцом, булгур с куриными желудками, овощами и чесночной заправкой, замешанные в одном горшке рис, пшенка и тыква, полба с мясом и еще одна, более постная, замоченная на ночь на кефире. Горожане и гости получили возможность бесплатно продегустировать блюда и сохранить рецептик. А эксперты – оценить каши уже более основательно: на запах, вкус, текстуру, консистенцию, использование региональных продуктов, оригинальность рецептуры, внешний вид, презентацию блюда и внешний вид команды.
История позволяет
Кашин является чуть ли не ровесником Москвы. В Никоновской летописи говорится о том, как город был разорен татарами в 1238 году. А раскопки последних лет показали, что уже в XII веке здесь было поселение. По оценкам историков, это был достаточно крупный административный, духовный и торговый центр. По реке Кашинке небольшие суда направлялись в Волгу. Кашинские купцы имели возможность вывезти свои товары или привезти их издалека. К примеру, индийскую керамику и греческое стекло. Такие знания хранятся в краеведческом музее.
Еще одной достопримечательностью является местная библиотека. Которая, как оказалось, крайне многофункциональна, а не только хранит книги. На день города (который совпал по дате с самим фестивалем) всегда подготавливается выставка угличских художников, вывешиваются фотографии провинциальных пейзажей от местных фотографов, а кашинский мастер резьбы по дереву Вячеслав Пленкин выставил на всеобщее обозрение свои душевные деревянные скульптуры Пал Иваныча, Никитичны и Жужи. В библиотечных залах проводятся творческие вечера и встречи с интересными людьми, зачастую очень даже «остепененными». Вот уже четыре года здесь действует краеведческий лекторий, и раз в месяц члены общества изучения Кашинского края, краеведы, представители СМИ и профессора из Москвы и Санкт-Петербурга приезжают сюда в гости и читают лекции. Уже сформировался настоящий клуб любителей истории, насчитывающий порядка 40 человек, а к ним потом еще присоединяются бабушки с внуками, мамочки с колясками и отдыхающие в санатории «Кашин», чтобы отправиться на прогулки по городу в сопровождении гида.
Вообще кашинская библиотека является одной из старейших в Тверской области. В этом году ей исполнилось 135 лет. Причем все эти лета она плодотворно функционировала в одном и том же здании. О культуре чтения в XIX веке любезно позаботилось, как принято его здесь называть, «драгоценное» купечество, силами которого была возведена не только библиотека, но и торговые ряды, гостиницы, оставшиеся кашинцам в наследство. И эта идея была настолько быстро подхвачена, что библиотекой с самого ее открытия пользовались практически все жители города. Выписывались даже иностранные журналы – французские с выкройками для кашинских модниц. И немецкие – сила и мощь научной мысли для мужчин. Во время войны также велась работа с населением, сотрудники библиотеки ходили в госпитали, помогали писать письма раненым на фронт, читали книги вслух. И по сей день библиотека является одним из культурных брендов Кашина.
Дарья ЖУКОВА
Фото автора, Кристины Беляковой, Дарьи Дергуновой