В конце прошлого года «Транспорт Верхневолжья» был презентован Владимиру Путину в числе наиболее успешных региональных практик. Реформирование системы пассажирских перевозок в Тверской области получило высокую оценку на федеральном уровне и сейчас наш опыт перенимают представители других субъектов страны. Не удивительно, что даже столичные эксперты присматриваются к тверским автобусам.
Председатель Общероссийского союза пассажиров Илья Зотов дал оценку тверской реформе и рассказал, какой потенциал в ней заложен. Интервью опубликовано на портале МК в Твери.
— Новая транспортная модель действует в Тверской области уже два года, наступило время подведения промежуточных итогов. Достойна ли модель того, чтобы масштабировать ее на другие города России?
— Тверь именно та региональная столица, которая одна из первых запустила программу развития общественного транспорта. Быть первым всегда сложно, в связи с этим возникают в том числе и технические сбои. Масштабные преобразования без каких-то небольших ошибок невозможны. Тем не менее город достойно с ними справляется и движется вперед. Мне кажется, то, что произошло в Твери, стало определенным спусковым крючком, драйвером развития транспорта в других российских городах. Регионы России начинают смотреть на Тверь, перенимать ее опыт, добавляя свои наработки, исправляя ошибки, которые изначально были допущены. Подчеркну, что другим городам стоит при создании собственной транспортной модели учитывать региональные особенности и ориентироваться на новые технологичные решения, а не слепо перенимать чужой опыт.
— Какие бы вы назвали основные преимущества тверской модели?
— Ключевая составляющая – это переход на брутто-контракты. Это система, когда город или регион покупает у перевозчика транспортную работу. Перевозчик в таких условиях выполняет свою работу качественно и по расписанию. Раньше были гонки на дорогах, непростая ситуация с количеством ДТП. Проблемой, о которой многие забывают, было и отсутствие транспорта в утренние и вечерние часы, потому что все крупные перевозчики работали только в «часы пик». Вторая ключевая составляющая транспортной модели Твери – обновление подвижного состава. В таких масштабах региональные столицы ранее не обновляли транспорт. Третья – это внедрение комплексной цифровой платформы для управления общественным транспортом. Регион может контролировать выполнение транспортной работы и качество обслуживания пассажиров. Система также позволяет собирать билетную выручку и выявлять безбилетников. А у пассажиров появилось мобильное приложение, в котором они смотрят расписание, планируют маршрут и оплачивают поездку.
— Если сравнивать работу «Транспорта Верхневолжья» и московскую систему организации перевозок, то много ли можно найти отличий?
— Отличий достаточно много. Москва делает приоритетом развитие не только одного вида транспорта, а всего транспортного комплекса. Следовательно, отдается предпочтение одновременному развитию метрополитена, обновлению подвижного состава автобусного парка, развитию железнодорожной инфраструктуры. Все это способствует снижению нагрузки на автомобильные дороги и перераспределению потока пассажиров. Можно представить, что в Москве нет ни метрополитена, ни других видов транспорта. В этом случае все ездили бы на автобусах. Сейчас в Твери примерно такая ситуация — все ездят на автобусах, поскольку нет альтернативы. Следующий шаг — развитие других видов транспорта, которое позволит частично снизить пассажиропоток в автобусном сообщении и нагрузку на автомобильные дороги.
— Раньше тоже не было альтернативы автобусам. Стало ли пассажиров больше именно после внедрения новой модели организации перевозок?
— Конечно, новая модель, прежде всего обновление подвижного состава, не для всех, но для определенного процента жителей города Тверь стала мотивационным фактором пользоваться общественным транспортом. В связи с тем, что он стал новый, более приятный для проезда, в нем стало более комфортно, чем в старом подвижном составе. Например, летом в автобусах работают кондиционеры, и пассажиры, сравнивая примерное время в пути, отдают предпочтение общественному транспорту. Позитивных моментов много. Транспорт в большинстве своем следует по расписанию, можно отследить его передвижение, выйти на остановку, сесть в автобус, либо, зная интервалы движения совершенно спокойно успевать на те мероприятия, на которые необходимо человеку.
— Какие существуют сложности в работе новой транспортной модели?
— На ряде маршрутов сохраняется высокая загрузка. И следует найти оптимальное решение — например, увеличить количество рейсов на маршруте, либо увеличить вместимость автобусов, сделать их двухсекционными. Без рассмотрения данного вопроса в деталях принимать решение не рекомендуется.
— В качестве следующего возможного этапа совершенствования транспортной системы региона вы назвали мультимодальность, комплексное развитие всех видов транспорта, не только автобусного сообщения. С чего стоит начать?
— Мультимодальность уже отчасти реализована в Твери, если говорить о межмуниципальных маршрутах. Возможность воспользоваться и автобусом, который доставит пассажира в Тверь, и уже в Твери воспользоваться городским транспортом и оплатить поездки единой картой — это достаточно комфортно и удобно, позволяет экономить время и деньги. Если мы говорим про дальнейшие шаги, стоит прежде всего возобновить трамвайное сообщение, которое раньше работало, но в силу определённых факторов было закрыто. Я знаю, что сейчас предпринимаются определенные шаги по его возобновлению. Для Твери данное решение будет рациональным. Трамвайное сообщение более прогнозируемое, поскольку речь идет о выделенной инфраструктуре. Кроме того, этот вид транспорта позволяет перевозить кратно больше пассажиров за одно и то же время, чем в автобусе.
— Восстановление трамвайного сообщения потребует внушительных инвестиций. Как вы думаете, это стоит того?
— Абсолютно уверен, что развитие трамвайного сообщения — это приоритет для многих регионов, Тверь здесь не исключение. Для реализации подобных проектов доступны инфраструктурные кредиты, которые выдаются на конкретные цели.
— Стоит ли вводить в тверских автобусах систему распознавания лиц?
— Это важно, и такая альтернатива должна быть. Я выступаю за создание максимального количества альтернативных способов оплаты, будь то карта, наличные или биометрия. Пассажир сам должен выбрать, что ему больше подходит. Но вводить оплату с использованием биометрии стоит тогда, когда в городе в достаточно хорошем состоянии находятся остановочные павильоны, которые обеспечены маршрутной схемой, расписанием, возможностью подзарядить телефон. Конечно, в том числе и в Твери стоит вводить выделенные полосы для движения общественного транспорта. Я знаю, что сейчас эти меры находятся на согласовании между городскими властями. Когда все первостепенные вопросы будут решены, стоит переходить к таким технологичным решениям, как биометрия.